Основы вышивания крестиком

Современная вышивка крестом берет свое начало в древнейших видах декоративного искусства. Изначально для вышивания использовали костяные иглы, а в качестве основы выступали шкуры и домотканый холст вместо привычной канвы. Археологические находки, обнаруженные при раскопках древнерусских поселений, демонстрируют образцы вышивки крестом, схожие с современными, датируемые IX и XII веками.

Раньше рукодельницы не могли позволить себе нынешнее разнообразие нитей по цвету. Вышивка на одежде, предметах домашнего обихода и ритуальных вещах, как правило, состояла из двух-трех цветов, а изображала она геометрические орнаменты, птиц и животных, растения, а также сцены из повседневной жизни.

В настоящее время, подобно другим видам декоративно-прикладного искусства, вышивка крестом вновь становится популярной и привлекает к себе внимание.

Многие начинающие вышивальщики ошибочно считают, что это занятие требует значительных усилий и затрат, и для начала необходимо приобрести разнообразные инструменты и принадлежности.

Инструменты для вышивки крестом

Для начала вышивания одной иглой, нитками и небольшим отрезком ткани потребуется больше, чем просто эти материалы. Необходимо будет приобрести определенные инструменты, получить некоторые знания и набраться опыта, после чего вышивки, сделанные своими руками, смогут украсить и одежду, и оформление дома.

Даже люди, не имеющие опыта в рукоделии, быстро осваиваются и начинают проявлять интерес к вышивальным пяльцам.

Канва – это материал с нечастым переплетением нитей, разработанный для облегчения вышивания и счета крестиков. Наибольшей востребованностью среди рукодельниц пользуется канва под маркой «Аида». Номер ткани определяется количеством крестиков на дюйме; так, наиболее распространенная канва имеет номер 14, что означает четырнадцать крестиков на каждом дюйме. Более высокий номер канвы обеспечивает более точный и детализированный рисунок, однако работа с ней требует больших усилий. Опытные вышивальщицы отдают предпочтение канве с однородным переплетением волокон.

При определении необходимого количества крестиков на единицу длины вышивальщица ориентируется на их плотность. Обычную ткань также можно использовать в качестве альтернативы такой канве. Для облегчения процесса вышивания на ткань нередко переносятся контуры будущего изображения. Начинающим мастерам предлагаются готовые наборы, включающие в себя канву с нанесенным рисунком, нитки подходящих цветов и схему вышивки с указанием цветовых решений.

  • Пяльцы. Существуют разные точки зрения на необходимость использования этого инструмента среди вышивальщиц. Одни не представляют свою работу без пялец, а другие считают рамку для натяжения ткани излишней. Мастерицам с большим опытом и развитыми навыками действительно можно обойтись без пялец, однако начинающим без них вряд ли удастся выполнить аккуратную вышивку без дефектов. Пяльцы выпускаются в различных формах, размерах и конструкциях, но их основная функция – обеспечить натяжение канвы или ткани для получения ровной вышивки. Самые простые пяльцы состоят из двух обручей: сплошного внутреннего и разъемного внешнего, который часто оснащен винтом. Такая конструкция позволяет регулировать натяжение, использовать для вышивки ткани различной плотности и перемещать полотно. Для крупных проектов выпускают пяльцы на подставке, напоминающие мольберт, а для небольших вышивок, которые обычно выполняются дома, существуют удобные прямоугольные и круглые пяльцы из дерева, пластика или металла на любой вкус.
  • Нитки. При упоминании вышивки крестом, как правило, представляются работы, созданные с использованием ниток мулине. Это специализированные нитки, производимые различными компаниями и отличающиеся большим разнообразием цветов.

    Мулине чаще всего представляет собой гладкие, довольно тонкие хлопчатобумажные нити, объединяемые в жгуты по шесть или семь штук, называемые пасмами. Чтобы облегчить отделение необходимого количества нитей, жгуты не подвергаются скручиванию. Для создания декоративного эффекта в состав мулине иногда добавляют шелковые или металлические нити желтого или белого цвета. Нитки мулине могут быть окрашены однотонно или с плавным переходом цвета. Каждый моток имеет маркировку, поэтому при работе по схеме вышивки важно учитывать расшифровку каждого цвета. Привлекательные результаты достигаются при использовании тонкой шерсти или ириса.

  • Иглы для вышивания. На первый взгляд, такая обыденная вещь, как игла, имеет свою специфику. Существует множество разновидностей игл для вышивки, которые различаются длиной, толщиной, размером ушка и формой наконечника. Вышивальщица имеет право выбора, какая игла ей больше нравится. Однако существуют и общие рекомендации. При выборе иглы необходимо учитывать толщину нити и плотность ткани, по которой будет производиться вышивка. Важно, чтобы нить легко проходила через ушко, не создавая затруднений, а игла не повреждала канву. Для работы с шерстяными нитями подойдут иглы с заостренным концом и увеличенным ушком, соответствующие номерам от 1 до 10. Для толстых нитей требуются соответствующие иглы – длинные, так называемые ковровые. Они имеют номера от 13 до 26 и характеризуются тупым, округлым кончиком. Подобные иглы удобны при вышивании на канве. Чтобы избежать потери игл, рекомендуется использовать игольницы или магниты.
  • Ножницы. Для работы потребуется как минимум две пары ножниц. Первая, с прямыми и тонкими кончиками, предназначена для обрезки ниток. Вторая – портновские, для ткани. Чтобы ножницы сохраняли остроту и служили продолжительное время, рекомендуется использовать их только по назначению, хранить в чехле или надевать на кончики специальные насадки из резины или пластика.
  • Маркеры. Маркеры для разметки рисунка облегчат процесс вышивки и подсчета крестиков как начинающим, так и опытным мастерицам. Небольшие участки для сопоставления вышивки со схемой удобно размечать исчезающим маркером. Вырисовывать крупные участки им не рекомендуется, так как чернила довольно быстро обесцвечиваются и исчезают. Смываемые маркеры используются для разметки канвы на квадраты и создания эскиза рисунка. Удобно, что такие маркеры доступны как для светлой, так и для темной канвы. В процессе работы чернила хорошо заметны, а после завершения вышивки их легко удалить прохладной водой. В специализированных магазинах также можно найти ластики для маркеров. Несмываемые или перманентные маркеры, которые продаются в магазинах канцелярских товаров, применяются для внесения корректировок в рисунок, когда канва просвечивает сквозь нитки. Наперсток. В настоящее время при шитье наперсток используется редко, однако для вышивания он остается важным инструментом,

    тем более, если вышивальщица только начинает осваивать это рукоделие. Пластиковый, а лучше металлический наперсток, одетый на средний палец, поможет проталкивать иглу и сберечь руки.

  • Лампа. Любое хобби должно быть безопасным. А вышивка представляет собой ощутимую нагрузку на зрение. Для его защиты необходимо сразу позаботиться о достаточном и качественном освещении. В магазинах, предлагающих товары для творчества, можно приобрести специальные лампы, которые нередко комплектуются увеличительными стеклами.
  • Схема вышивки. Готовая схема для вышивки крестом, помимо цветного изображения будущей картины, содержит ключ с расшифровкой, в котором указаны все требуемые оттенки ниток, количество стежков для выполнения работы и другие полезные рекомендации. Несмотря на достаточно понятную и исчерпывающую информацию, начинающим вышивальщицам не стоит сразу выбирать сложные схемы. Гораздо целесообразнее сначала потренироваться и получить первые результаты, вышивая небольшие орнаменты и рисунки.
  • Как закрепить нить?

    Приступая к вышивке, необходимо избегать использования узелков. Они создают небольшие выпуклости на ткани, что приводит к неровной вышивке. Кроме того, узелки могут распуститься, что чревато потерей всей работы.

    • Для фиксации нити наиболее удобен способ с использованием петли. Этот метод эффективен при вышивании, когда количество нитей четное. Сложите нить пополам и проденьте через игольное ушко так, чтобы образовать петельку вместо узелка. Затем проденьте нить через ткань в левом нижнем углу крестика, оставляя нитяное колечко над канвой. После этого иголку вытягивают вверх через правый верхний уголок и продевают через петлю.
  • Существует и другой способ, который также подходит для вышивания с использованием четного количества нитей. Один конец мулине вводят в иголку, выполняют стежок через ткань, после чего второй конец продевают в ушко иглы. Нить закрепляют в петле, образовавшейся после этого приема.
  • Оставленный в начале работы свободный кончик нити под вышивкой можно аккуратно зафиксировать, спрятав его под вышитыми рядами крестиков. Этот прием удобен как при старте работы, так и при ее окончании. Кроме того, он отличается простотой и доступен даже начинающим мастерицам.
  • На изображении с лицевой стороны можно заметить, что даже мастера прячут нить, остающуюся после стежков. Для этого рабочие петли в дальнейшем должны быть закреплены нитью аналогичного цвета и направления. Этот метод подходит для работы с плотными натуральными материалами, такими как хлопок или лён.
  • Чтобы надежно скрыть конец нити в завершенной работе, ее можно аккуратно продеть под уже выполненными стежками на изнаночной стороне, при этом необходимо учитывать направление узора.

    Оценить профессионализм вышивальщицы можно по качеству изнаночной стороны работы, поэтому приделять пристальное внимание закреплению стежков и скрытию концов нитей крайне важно.

    Необходимые инструменты уже есть, определена схема действий и все технические аспекты уяснены – можно начинать работу.

    С чего начать?

    Прежде чем приступать к работе,

    канву размечают на квадраты, а далее располагают рисунок по центру канвы так, чтобы изображение гармонично выглядело на ткани, не выходило за ее границы и не перевешивало в ту или иную сторону.

    Чтобы края ткани не осыпались и сохраняли аккуратный вид в процессе работы, их подшивают или обрабатывают клеем. Для крупных проектов можно использовать малярный скотч, а небольшие фрагменты – клеем ПВА.

    Рекомендуется начинать вышивание с центральной части изображения.

    Существуют односторонние крестики, формирующиеся из двух пересекающихся стежков, а также двусторонние, при которых рисунок создается с обеих сторон полотна.

    Вышивка, выполненная горизонтальными рядами, предполагает начало стежка слева направо. Иголку вводят сверху вниз, чтобы крестики на вышитом полотне были ориентированы в едином направлении. Сначала вышивают стежки в одну сторону, а затем перекрывают их стежками, выполненными в противоположном направлении.

    При вышивании вертикальных рядов крестиков начинают с нижней части и двигаются вверх, следя за тем, чтобы направление стежков было единообразным по всему изображению.

    Для более точного заполнения схемы рекомендуется начинать с преобладающего цвета. На незаполненных участках, занимающих небольшую площадь, гораздо легче обнаружить неточности.

    Вышивка крестом – занятие, требующее тщательности и сосредоточенности. Необходимо контролировать количество стежков не только по горизонтали и вертикали, но и по диагоналям, чтобы избежать ошибок и не приводить к необходимости разбирать почти завершенную работу.