Педагогика, как область знаний, посвященная воспитанию, решает широкий круг задач. Важной из них является формирование дисциплинированности у ребенка. Ключевым фактором в достижении этой цели является осознание ребенком пределов дозволенного, то есть понимание, что является допустимым, а что нет. У детей младшего возраста логическое мышление еще не сформировано, поэтому попытки объяснить им суть происходящего для управления поведением могут быть неэффективны. Только установление ясных границ приемлемого поведения и применение логичных последствий за непослушание способствуют формированию желаемого поведения. В семьях, где практикуется обоснованная требовательность, дети лучше подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, учатся принимать решения и взаимодействовать с окружающими.
Несколько правил разумной требовательности
Не следует упразднять требования и предписания, если нет веской причины для этого.
Права ребенка
Несмотря на доброжелательность и заботу, родители имеют право устанавливать определенные границы, и ребенок должен это понимать. Они могут быть твердыми и не допускать грубости или неприемлемого поведения. Родители, демонстрирующие такую позицию, обычно вызывают у ребенка глубокую привязанность, а их действия помогают ему адаптироваться к жизни в обществе.
Потакая всем капризам, нельзя воспитать по-настоящему счастливого ребенка. В общении с другими людьми, независимо от возраста, он испытает сильное разочарование, столкнувшись с тем, что его желания не будут выполняться беспрекословно. Никто не полюбит человека, склонного к эгоизму. Установив четкие правила воспитания и не отступая от них, родители смогут заметить, что ребенок начнет демонстрировать более позитивное поведение и станет значительно счастливее.
Ключевым фактором в формировании самодостаточной и гармонично развитой личности является избежание перегибов. Если ребенка подвергают физическим наказаниям даже за незначительные проступки, запугивают, заставляют проводить время в одиночестве или игнорируют, то его ждет несчастливое детство. Низкая самооценка, отсутствие веры в окружающий мир и людей, чувство собственной невостребованности – вот какие последствия могут возникнуть в результате подобной тактики воспитания.
Подобные действия не связаны с воспитанием и являются проявлением жестокости.
Границы дозволенного
Чрезмерная снисходительность – еще один вариант. Если ребенок убежден, что ему позволено все, у него размываются представления о добре и зле, он не осознает разницу между собственным удовольствием и чужой болью. В подобной ситуации он также может ощущать себя нелюбимым и ненужным родителям, что может показаться парадоксальным.
Наказание важно, поскольку порой только оно помогает ребенку осознать пределы дозволенного. Таким образом, родители могут укрепить свой авторитет и воспитать в нем чувство ответственности. Важно понимать причины наказания и уметь применять его правильно, чтобы ребенок не убедился в отсутствии любви к нему.
Первые жизненные правила для ребенка формируют родители. Чтобы понять, где проходят их терпение и авторитет, и какие действия допустимы, а какие нет, малыш неизбежно исследует существующие ограничения. Детское непослушание нередко является проявлением желания понять: «Какие последствия наступят, если я поступлю определенным образом?», «Родители запрещают делать это, но вдруг, если мне этого хочется, это допустимо?».
Когда родители не придерживаются единой линии в своих требованиях, сегодня позволяя что-то, а завтра запрещая то же самое, дети с большей вероятностью будут проверять пределы дозволенного. Им трудно понять, какие действия допустимы, а какие – нет.
Иногда ребенок намеренно провоцирует родителей. Это действительно имеет место, хотя маленькие дети поступают не с теми побуждениями, которые приписывают им взрослые. Семейный психолог Светлана Ройз отмечает, что дети (в особенности дошкольники) никогда не действуют с целью навредить или причинить боль осознанно. Если ребенок затягивает процесс сборов, когда его попросили сделать это быстро, или опрокидывает на себя тарелку с кашей, он не стремится обидеть родителей. Он таким образом пытается привлечь внимание, поскольку пока не знает других способов.
Его подсознание подсказывает: «Лучше навлечь на себя мамино недовольство и наказание, чем столкнуться с ее равнодушием». Негативное поведение часто проявляется у ребенка, когда ему не хватает родительской любви и внимания, и он не видит иного способа добиться от родителей ответа.
Одним из факторов, вызывающих непослушание, является нервное перенапряжение
Повышенная нервная нагрузка также может быть причиной непослушания у детей. Сегодняшние дети получают огромный объем разнообразной информации.
Просмотр разнообразных мультфильмов и компьютерных игр, которые дети начинают смотреть в раннем возрасте, оказывает значительное воздействие на их психоэмоциональное состояние. Длительное наблюдение за виртуальными персонажами может вызвать перевозбуждение, из-за которого ребёнку бывает сложно успокоиться и заснуть.
По мнению вальдорфского педагога Валентины Антощенко, дети начинают проявлять признаки недисциплинированности, когда увлекаются играми, содержащими элементы агрессии. Это касается не только компьютерных развлечений и игровых приставок. Игрушки из пластика и пластмассы не позволяют в полной мере развить тактильные ощущения. Ребёнок не осознаёт в полной мере, какие страдания он причиняет, выдергивая шерсть у кошки или обижая другого ребёнка».
Наказание и возраст ребенка
В некоторых случаях ребенок усваивает нормы и правила поведения лишь посредством наказания. Другие методы, такие как объяснения и убеждения, оказываются неэффективными.
По мнению Светланы Ройз, наказание – это результат несоблюдения установленных правил, о которых ребенок должен быть проинформирован заранее. Следовательно, неправомерно наказывать ребенка за то, что он взял игрушку у другого малыша, если родители не объяснили ему, что брать чужие вещи без разрешения недопустимо. Реакция родителей должна соответствовать совершенному нарушению и возрасту ребенка.
Наказание двухлетнего ребенка бессмысленно, поскольку он не способен понять его суть. В этом возрасте он еще не может осознавать наказания. Это не означает, что можно допускать щипание или укусы; более эффективным будет переключение его внимания на другое занятие или временное ограничение движений.
«Валентина Антощенко отмечает, что до пяти лет дети в основном имитируют поведение взрослых. Если ребенок в этом возрасте, например, взял деньги из вашего кошелька, это не обязательно означает кражу, скорее всего, он повторяет увиденную ранее сцену».
«Правила» наказания
Наказание должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку понять произошедшее и самого себя, а также предотвратить повторение подобных ошибок. При соблюдении определенных условий наказание может оказаться эффективным инструментом.
Забота о ребенке должна находить отражение во всем, включая дисциплинарные меры. Принципиально важно руководствоваться любовью при любых взаимодействиях с малышом.
Неправильное наказание
Вне зависимости от совершенного проступка, ни в коем случае нельзя запугивать и унижать ребенка. Недопустимо лишать малыша удовлетворения как физических потребностей, например, оставлять голодным на ночь, так и эмоциональных – не разговаривать с ним. Игнорирование является наиболее серьезным наказанием для ребенка; если родители перестают с ним разговаривать, он может почувствовать себя ненужным и покинутым.
Помещение в угол также не является оптимальным решением. Ребенок, находящийся в углу, испытывает напряжение и не может спокойно проанализировать свои действия. Гораздо результативнее будет посадить малыша на диван в другой части комнаты, что позволит ему спокойно обдумать свое поведение.
Наказание ребенка наиболее эффективно проводить без посторонних лиц. Это поможет избежать снижения его самооценки и не окажет негативного влияния на эмоциональное состояние окружающих. Ведь ребенок, наблюдающий за наказанием другого, может испытать гораздо больший всплеск агрессии, чем тот, кто наказан.
Нужно ли наказывать
Поскольку наказания часто приводят к психологическим травмам у детей, закономерно возникает вопрос о том, какие альтернативы наказанию существуют?»
Терпение. Я считаю, что терпение – это главная добродетель, присущая моим родителям. Не каждому под силу обладать таким качеством.
Объяснение. Чтобы объяснить ребенку, почему его поведение неверно, важно быть лаконичным, ясным и доступным.
Отвлечение. Иногда можно предложить ребенку альтернативу, которая покажется ему более интересной, чем его первоначальный выбор.
Неторопливость. Не следует применять дисциплинарные меры к ребенку за первое нарушение, которое, по вашему мнению, заслуживает наказания; лучше выдержать паузу и дождаться повторения.
Награда. Позитивное подкрепление, в виде похвалы, оказывается более действенным, чем наказание. Если ребенка отмечают и хвалят за правильное поведение, а не воспринимают его как должное, он будет стремиться к повторению этого поведения ради новой порции похвалы.
В любом случае, крайне важно, чтобы ребенок был уверен в справедливости наказания, ощущал неизменную родительскую любовь и понимал, что даже в случае наказания он не лишится родительского внимания.