Ребёнку необходимо уметь постоять за себя, справиться, например, с нетрезвым хулиганом или агрессивным ровесником, но не стоит делать акцент на изучении восточных единоборств в процессе воспитания – если, конечно, вы не являетесь потомком Брюса Ли и не планируете воспитывать актера для съёмок в фильме «Ворон», где его и ликвидируют. Значительную роль здесь могут сыграть принципы, разработанные Полаником для «Бойцовского клуба» – самое главное, чтобы ребёнок, учась защищать себя, научился говорить «стоп». Да, конечно, в обычной жизни противники редко способны остановиться, дойдя до …
Твоего ребенка регулярно обижают другие дети. Кто-то заберет игрушку во время игры в песочнице, кто-то ударит в детском саду – воспитатель не в состоянии следить за всеми, кто-то подставит ногу возле дома или оскорбит, назвав «маменькиным сынком», «малявкой» или как-либо еще… У любых родителей сразу же сжимается сердце оттого, что плохие ребята обидели их любимого сына, и перед ними возникает вопрос: стоит ли учить ребенка драться?
Семьи нередко склоняются к двум противоположным подходам. В одних, либеральных и интеллигентных, родители болезненно реагируют на проявления непослушания, даже если ребенок, вернувшись из детского сада, использует резкое слово. В качестве дисциплинарных мер обычно применяются краткие увещевания о том, что «ты уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что поступать (говорить, думать, действовать) подобным образом неприемлемо», или же ограничения, например, в виде лишения каких-либо привилегий. Другой подход – это прославление физической силы, когда ребенок должен самостоятельно справляться с трудностями. В качестве примера можно привести нашумевший фильм «Возвращение», где отец намеренно провоцирует хулигана, чтобы старший сын мог поединком забрать у него деньги. И если это не удается, ребенок воспринимается как не до конца сформировавшийся.
Действительно, можно легко увидеть, что ни один из этих методов не является абсолютно верным. Даже если удастся создать в доме подобие идеального места, где ребенок не сможет найти ни одного опасного выступа, чтобы получить ушиб, то судьба не всегда будет к нему благосклонна. Рано или поздно наступит такой момент, когда врожденной речи и воспитанного поведения может оказаться недостаточно – тем более, что не обязательно ему придется вступать в конфликт, ведь он может просто упасть, удариться и… потерять уважение окружающих из-за простого неспособности осознавать и выражать боль, которая является не только следствием травмы, но и важной информацией о том, что именно причиняет дискомфорт, как сильно он ощущается и о какой травме идет речь. Только на основе опыта анализа собственных ощущений можно легко определить, сломана ли кость, вывихнут ли сустав или растянута ли связка. А научиться понимать свое тело можно лишь на собственном опыте. Как говорится в одной из книг Макса Фрая – «а вдруг завтра ядерный взрыв?» – ребенок должен быть готов к переживанию боли, не утратив своей личности.
Второй подход
Приучение ребенка с ранних лет к боли, обучение дракам без пощады и нежелание проявлять милосердие к сопернику делают такой метод самообороны для детей не самым удачным. Прежде всего, чрезмерная жестокость, возможно, и окажется полезной для будущего водителя грузовика, но станет не лучшим советом в вопросах личных взаимоотношений, семейных делах и да и просто в разрешении самых обычных деловых споров. Довольно часто приходится слышать даже от самых высокопоставленных политиков: «Да встретить бы мне его (здесь подразумевается оппонент) в темном переулке, я бы ему показал!». Этим демонстрируется полнейшая беспомощность в аргументированном споре — получается, что дискуссия сводится к обычному сравнению мускулов, как в сообществе гиббонов. Человеческое же общество, на мой взгляд, должно использовать силу в двух случаях — для энергетической разрядки засидевшегося за компьютером организма в спортзале, либо для устранения прямой угрозы жизни или физическому здоровью.
Существуют устоявшиеся способы улаживания разногласий, почему не применять их? В качестве дополнительного аргумента против превознесения физической силы стоит также отметить, что у ребенка могут развиться сексуальные девиации. Конечно, нельзя утверждать, что садизм – это исключительно негативное явление (иначе поклонники садомазохистских практик обрушат на автора критику), но вы уверены, что хотите однажды столкнуться с повзрослевшим ребенком, который по неосторожности причинит вред супругу?..
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что важно найти баланс, и это является методом самозащиты для детей!
Ребенку необходимо уметь постоять за себя, разрешить конфликт хотя бы с нетрезвым хулиганом или вспыльчивым ровесником, но не следует превращать все воспитание в занятия восточными единоборствами – если только вы не потомок Брюса Ли и планируете вырастить актера для съемок фильма «Ворон», где его и ликвидируют. Значительную роль здесь играют принципы, разработанные Полаником для «Бойцовского клуба» – первостепенно, чтобы ребенок, осваивая навыки самообороны, научился говорить «стоп.
В повседневной жизни оппоненты не всегда могут вовремя остановиться, но важно помнить, что перед нами – ребенок, чьи силы значительно меньше, чем у взрослого, а реакции еще не отточены. Обучение должно строиться на принципах тренировки, а не на проверке на прочность. Если ребенок проявляет признаки усталости, замедляет темп ответов, то стоит прекратить занятие, даже если он пытается продолжать из упрямства, поскольку дети нечасто способны объективно оценивать свои возможности. Что, впрочем, характерно и для многих взрослых.
Когда восьмилетняя девочка пытается на равных противостоять отцу, который забыл, сколько ему лет, это может привести к весьма неприятным последствиям для обоих. К примеру, отец может получить перелом ребра… и такие случаи, к сожалению, не редкость. Ведь ребенка до этого не учили сдерживаться, и он просто не заметил, что родитель неудачно упал.
Можно, безусловно, записать детей в секцию восточных единоборств или другую спортивную школу. Однако предварительно стоит поговорить с родителями ребят, уже занимающихся там, или с тренерами в этом районе – крайне важно убедиться в отсутствии частых травм. Ведь не каждый педагог адаптирует методики, используемые в школах для подготовки бойцов, возраст которых ограничен одним годом, для городских детей, которые с рождения страдают от аллергий, сколиоза, анемии, близорукости и чрезмерной опеки родителей. Последние почему-то убеждены, что пребывание ребенка на солнце до пяти лет может привести к его «сгоранию», как это показывают в вампирских фильмах.
Когда все обращаются к тренеру с просьбами и нет необходимости заставлять детей повторять упражнения насильственными методами, очевидно, что лучше доверить обучение специалисту. Хорошая физическая подготовка будет полезна любому ученику. Однако не стоит объединять занятия вольной борьбой и игрой на скрипке, поскольку задействованы различные группы мышц, а травмы в спорте неизбежны, поэтому рано или поздно ребенок либо завалит концерт, либо соревнования, а это не пойдет ему на пользу. Да и потом, нелегко представить, как будет выглядеть какой-нибудь Арнольд Шварцнеггер со скрипкой в руках.
Итак, вывод достаточно прост:
Умение защищать себя помогает легче адаптироваться в социуме, однако самооборона для детей не должна превращаться в доминирующей, тревожной идеей и единственной целью. Стремление к гармоничному развитию как физическому, так и умственному – вот что должно быть приоритетом для каждого родителя.





