До 1917 года более половины школ России находились под покровительством Православной церкви. После революции церковь была отделена от государства, и образование стало светским. Такое положение сохранялось практически весь XX век. Но после перестройки в властных кругах обсуждалась необходимость включения в общешкольный курс дисциплины «Основы православной культуры». Эта тема до сих пор является предметом споров. Следует ли разрешить церкви присутствие в школе?
До революции 1917 года более половины школ России находилось под эгидой православной церкви. После неё церковь была отделена от государства, и образование стало светским на протяжении большей части XX века. Однако после перестройки среди властей возросли разговоры о внедрении в общешкольный курс дисциплины «Основы православной культуры». Этот вопрос до сих пор спорен.
Свобода и необходимость
Вопрос об обучении основам веры в учебных заведениях остро стоит не только в России. В Европе религиозное образование давно стало нормой, вводится оно в государственных школах и финансируется государством. В разных странах взаимосвязь школы и церкви принимает различные формы.
В школах многих стран преподают только преобладающую религию. В Скандинавии же даже представители малых конфессий могут изучать свою веру. Во Франции религиозные собрания запрещены, но во всех школах есть капелланы.
В Соединенных Штатах религиозное обучение выходит за пределы государственных школ, предоставляя этот сектор специальным, так называемым приходским, учебным заведениям. Аналогичная ситуация существовала и в нашей стране до недавнего времени.
Для тех, кто хотел приобщиться к христианству В дополнение к традиционной школе, всегда была доступна школа воскресная.
«Безбожные» аргументы
Во время ожесточённого противостояния церкви и министерства образования прозвучало немало резких высказываний. Категоричные обвинения в основном произносились воинствующими атеистами. В числе прочих предположений – что Церковь, войдя в школу, стремится восстановить утраченное после революции влияние на государство. Некоторые подозревают церковнослужителей в желании заработать на образовательных потоках. Лишь в последнее время и с большой неохотой даже самые ярые противники церковных догматов признают, что религиозное образование ставит своей целью повысить нравственный уровень нации.
Поповщиной одолеют?
Не стоит бояться. Наше государство закалено в сражениях с собственными гражданами и при желании способно подавить любое несогласие. Поэтому церковная экспансия ему не угрожает. К тому же, на скудном финансировании нельзя прокормиться должным образом.
Что касается морали, то десятилетиями прекрасно справляемся и без неё. Думаю, секс, сигареты, алкоголь, наркотики и богатая речь могут сосуществовать в школе с религиозными нормами.
Нанесет ли вред ребенку знание христианских заповедей, рассказов о духовном подвиге святых и традициях наших предков, существовавших на протяжении веков? соблюдать посты И уходить в монастырь, но хотя бы часть души останется, а может быть, это принесет пользу впоследствии. исторической актуальности Христианских доктрин и внутреннего уклада, который во многом строится на знаниях традиций предков.
Казенное отношение
Религия в школе не навредят, но важно, кто и как ее будет преподавать. У российского начального образования проблемы с кадрами: талантливые педагогические ВУЗов выпускники не спешат работать в школах.
Обучение основам веры – деликатный процесс: казенщина, некомпетентность и непрофессионализм здесь разрушительны. Школа часто отталкивает детей от многих дисциплин именно казенным подходом, принуждением. То же может случиться и с «Основами православной культуры», особенно если их преподавать неверующему или духовно далекому человеку. Будут, конечно, исключения, появятся яркие личности, которые сделают детские сердца добрее.
Никакой «обязаловки»
Добровольное религиозное просвещение важно, особенно в многонациональной стране. Не оскорбит ли изучение православия представителей других религий? Этот вопрос беспокоит защитников прав человека. Православие неразрывно связано с русской культурой и историей, поэтому его изучение может быть полезным и даже необходимым для всех россиян. есть мусульманеБуддисты, католики, лютеране, кришнаиты и даже последователи культа Вуду — чьи религиозные чувства безусловно должны быть уважаемыми.
Однако не думаю, что изучение православия как неотъемлемой части истории нашей страны может кого-то оскорбить.
Родители решат, будет ли ребенок посещать факультатив «Основы православной культуры». Ребенка к изучению Закона Божьего смогут приобщить только с их письменного согласия. Время покажет, к чему это приведет.