Мой незаметный, но близкий друг

Помнишь Карлсона, человека в самом расцвете сил, который жил на крыше? А кенгуренка Пафнутия, друга маленькой девочки из фильма «Шоколад»? И тот и другой были невидимы для окружающих и казались безобидными, как и полагается хорошим друзьям. Если, конечно, не учитывать, что Карлсон вытащил Малыша на крышу высотного здания. А теперь подобный «персонаж» поселился в твоей квартире и общается с твоим собственным ребенком. Что предпринять? И стоит ли что-либо предпринимать вообще? Прежде всего, не игнорируй это, дескать, это несерьезно, не ругай ребенка и не принуждай его к нотациям о том, что «его не существует»… Спокойствие, только спокойствие! …

Однажды у твоего ребенка появился новый друг. Малыш с энтузиазмом рассказывает о загадочном говорящем Кролике или Мишке, который живет в одиночестве в лесу и навещает его… Он делится с ним секреты, доверяет ему свои переживания и выбирает общество этого невидимого товарища вместо других друзей? По-видимому, пришло время и тебе встретиться с «невидимкой»…

Помнишь Карлсона,
мужчину, находящегося в самом расцвете сил, который проживал на крыше? А кенгуренка Пафнутия, друга маленькой девочки из фильма «Шоколад»? И тот, и другой были невидимы для окружающих и казались безобидными, как и полагается хорошим друзьям. Если не учитывать, что Карлсон поднял Малыша на крышу высотного дома. А теперь подобный «персонаж» поселился в твоей квартире и общается с твоим ребенком. Что предпринять? И стоит ли что-то делать вообще? В первую очередь, не стоит игнорировать ситуацию, считая, что это несерьезно,
не
ругать ребенка и не приставать с нотациями про «он не существует»… Спокойствие,
только спокойствие! Необходимо разобраться в причинах.

Психологи отмечают, что воображаемые друзья появляются у детей по двум основным причинам: из-за дефицита родительской любви или из-за ее чрезмерного проявления. Причину недостатка понять несложно. Взрослым всегда нужно успевать многое: обеспечить ребенка одеждой и едой, поддерживать порядок в доме, и, конечно, выполнять рабочие обязанности… Это не означает отсутствие любви к ребенку, клянусь. Просто взрослые и дети по-разному понимают, как выражать эту любовь. Родительская любовь проявляется в действиях, ведь вся эта спешка с «одеть, накормить, дом в порядок привести…» делается ради него. А ребенок оценивает родительскую любовь в конкретных формах: в виде определенного количества словесных и тактильных контактов. Словесные контакты – это когда ребенка слушают и слышат, с ним разговаривают, ему говорят о том, как сильно его любят и насколько он необходим и важен. Вспомните историю про Карлсона, когда Малыш родители
не расстались бы с ним даже за огромные деньги, искренне удивился: «Неужели я
так дорого стою?!» Это нам, взрослым, ясно, что мы любим своих детей, а они могут
об этом и не догадываться. Помимо слов, деткам нужен тактильный контакт — любовь,
«выраженная» в прикосновениях, поглаживаниях. Это не только «обнимашечки и поцелуйчики»,
но и массаж, и «щекотки», и даже шутливая борьба.

Однако, бывает и другая ситуация, когда проявления любви (включая заботу, опеку и внимание) становятся чрезмерными и ограничивающими, подобно удавке на шее. Детям, как и взрослым, необходимо личное пространство. И родительская «оккупация»
может заставить ребенка искать уединения в вымышленном мире, где у него есть возможность
выбирать себе друзей по своему усмотрению, а не среди родственников и тех, с кем
ему разрешили общаться мама и папа. Достаточно немного «ослабить хватку», признать,
что твой драгоценный отпрыск тоже человек, личность и ему необходимо «поле для
маневров», и призрачный друг исчезнет из окружения ребенка. Еще бы, ведь у малыша
появятся свои, настоящие, из крови и плоти, друзья.

Но не психологией единой…

Неожиданное появление «друга-невидимки» может быть вызвано крайне простой причиной: ребенку просто скучно! Ему не хватает интересных событий, общения, у него много свободного времени, а способы его заполнить кажутся неинтересными. Эта «проблема» часто встречается у детей, которые не посещают детский сад и остаются под присмотром близких бабушек.

Безусловно, среди бабушек встречаются разные характеры, и некоторые из них отличаются энергичностью и динамизмом. Однако, как правило, это скорее исключение, чем общее правило. Обычно бабушка с радостью проводит время с ребенком, читает ему книги, рисует, рассказывает истории, но вряд ли будет заниматься активными развлечениями, такими как прыжки по мебели или акробатические трюки. Постарайся организовать для ребенка полезные и увлекательные занятия. Спортивные секции, побольше общения
с подобными ему «энерджайзерами», а взрослым — строгий запрет на фразы типа «посидите
спокойно». А еще не помешают занятия рисованием, пением, танцами, английским (да
чем угодно, лишь бы было весело и интересно!) и прогулки «со смыслом» — в парк,
музей, зоопарк.

В первую очередь, для понимания ситуации, связанной с «инвизиблом», важно выслушать самого ребенка. Не стоит отрицать существование невидимого друга, напротив, необходимо вести себя так, будто это является чем-то привычным. И, безусловно, нельзя насмехаться над ним, иначе ребенок закроется, перестанет вам доверять и переведет свои отношения с приятелем в «подполье». Попросите ребенка рассказать о друге: кто он, какой у него характер, как они познакомились, чем они занимаются вместе, когда именно он появляется. Предложите малышу нарисовать своего друга. Узнавайте о настроении и самочувствии невидимого друга, передавайте ему приветы, как если бы это был вполне реальный Витька из соседнего подъезда или Машенька из детсадовской группы. Нам так хорошо вместе, мы рисуем, играем… А вчера мы возвели большой новый город из кубиков» – очевидно, ребенку необходим настоящий товарищ. «Он появляется после того, как ты укладываешь меня в кровать и гасишь свет» – вероятно, ребенок испытывает страх темноты или не удовлетворен существующей в семье последовательностью действий перед сном. Возможно, недавно вы перевели его в отдельную комнату? Поставьте в детской небольшой ночник, проводите с ним время перед сном: читайте, беседуйте, а выходить из комнаты лучше после того, как малыш заснет… У сына одной моей знакомой невидимый друг появился после рождения младшего ребенка. Таким образом, с помощью «невидимки» старший ребенок пытался донести до родителей, что он нуждается во внимании, которое, по вполне понятным причинам, почти полностью переключилось на новорожденного.

Иногда невидимые друзья появляются как следствие ошибок в родительском воспитании. К примеру, вы стремитесь к идеальному порядку во всем, и кажется невозможным допустить, чтобы ребенок вел себя непредсказуемо? Вещи должны лежать на
своих местах! Игрушки в ящике, книжки на полке, обед в два, прогулка ограничена строго
40 минутами, «когда я ем, я глух и нем»… И вот ты входишь в комнату, а там — полный беспорядок. Кто это сделал? Барабашка! Невидимый друг становится полной противоположностью твоего
ребенка: малыш послушен, а «невидимка» — озорник и хулиган, малыш застенчив,
а его друг совсем наоборот. Здесь так и хочется обратиться к родителю словами, знакомыми по истории о Карлсоне: «Не давите!» Избавьтесь от перекосов! Если они присутствуют, то по поведению «тайного
приятеля» ребенка всегда можно понять, где взрослые перешли границы. И все можно исправить.
Помни, что малыш пытается компенсировать нехватку чего-то в реальной жизни за счет товарища, примеряя на себя «противоположную» роль.

В любом случае, если у твоего ребенка появился новый друг, поверь в его существование, ведь это – он сам, и он может оказаться даже более реальным, чем тот, кого ты привыкла любить, кормить, одевать и целовать
перед сном. Ведь «невидимка» — это зеркало, отражающее то, что творится у твоего
маленького непоседы внутри. Подружись с ним!