С раннего детства меня готовили к роли матери. Родители стремились передать мне все лучшее, доброе и мудрое, чтобы я смогла воспитать своего ребенка достойным человеком. Впитывая рассказы бабушки, мамы, тети и старшей сестры, я, как мне тогда казалось, была морально подготовлена к этому, как вдруг…
С раннего детства меня готовили к роли матери. Родители старались привить мне все лучшее, доброе и разумное, чтобы я смогла воспитать своего ребенка полноценной личностью. Впитывая рассказы бабушки, мамы, тети и старшей сестры, я, как мне тогда казалось, была морально подготовлена к этому, как вдруг…
Признаться, по жизни я не была трусом и никогда таковой не являлась, однако известие о беременности повергло меня, мягко говоря, в состояние легкого оцепенения. Отчаянно пытаясь взять себя в руки (а мысли – упорядочить), я заперлась на целые сутки в своей комнате, где и собиралась обдумать происходящее. Не делай поспешных выводов: я была безумно счастлива, а ребенок – зачат в любви, но, как выяснилось, психологически я оказалась совершенно не готова к тому, что моя жизнь навсегда и кардинально изменится. Тебе будет смешно, но я стала бояться даже самых незначительных изменений, которые представляла себе в воображении так ярко, будто они уже происходили. Теперь, спустя время, многие из них кажутся мне полнейшей нелепостью, но для того, чтобы понять это, пришлось пройти долгий путь. Справиться с этим оказалось непросто, а в одиночку, казалось, практически невозможно, но помощь, как это часто бывает, пришла с совершенно неожиданной стороны. Благодаря рекомендациям психолога, книгам и разговорам с родными и друзьями я шаг за шагом, день за днем, месяц за месяцем избавлялась от терзавших меня страхов, и теперь знаю наверняка — это реально.
Первый повод для беспокойства: изменение формы тела
Полагаю, ты невольно скривила губы, прочитав заголовок. И это неудивительно: я сама раньше реагировала подобным образом, когда слышала от знакомых: «Я никогда не решусь на роды, потому что опасаюсь потерять привлекательность!». Такие утверждения казались мне абсурдными – пока я не столкнулась с беременностью лично.
Я никогда не была склонна к полноте – мне посчастливилось обладать длинными ногами, ровной талией и привлекательной грудью, поэтому я никогда не нуждалась в ограничительных диетах. Однако недавно я испытала сильное беспокойство, и, находясь уже на четвертом месяце беременности, начала отчаянно пытаться поддерживать свою форму, постоянно лишая себя чего-то. Но это не помогало: объем живота продолжал расти, а мое настроение – портилось. В опредевший момент я была готова совсем отказаться от еды. От серьезной ошибки меня спасла моя мама.
Ее высказывание о том, что я якобы врежу своему ребенку, произвело на меня сильное впечатление. Однако, еще более ценной оказалась ее помощь в разработке индивидуальных «планов питания», которые она ежедневно составляла для меня. Благодаря своим знаниям в области диетологии, она включила в мой рацион все, что необходимо для здоровья и моего, и малыша, и при этом не допускала переедания или чрезмерного употребления пищи, пресекая любые попытки полакомиться чем-нибудь сладким на кухне.
За период беременности я набрала всего одиннадцать килограммов, большая часть которых, как ты понимаешь, приходилась на сам плод и околоплодные воды. Поэтому после родов я вернула прежнюю форму примерно за месяц, не прибегая к строгим диетам и интенсивным физическим нагрузкам, а лишь соблюдая простые принципы здорового питания.
Второй повод: боль
Полагаю, в соревновании за звание «Главного страха беременных» опасения, связанные с болью, идут рука об руку с тревогой о наборе веса, и пока не ясно, какая из них окажется сильнее. С того момента, как возможность родов стала ощутимой, волна страха накрыла меня с головой . Рассказы подруг о том, что это якобы самое лучшее, что может случиться с женщиной, и что поэтому не стоит обращать внимание на незначительные детали, вызывали еще больший страх.
Неожиданная поддержка появилась, когда я снова просматривала свой любимый журнал: там был указан адрес центра, где проводятся специализированные занятия для будущих мам, направленные на снижение тревоги перед родами. Концепция этих тренингов довольно лаконична и была разработана учеными еще в 1920-х годах: эмоциональное состояние женщины оказывает влияние на восприятие ею болевых ощущений.
По сути, последовательно убеждая себя в отсутствии боли, я незаметно для себя преодолела этот тягостный страх. И во время родов я ощутила лишь незначительный дискомфорт.
Третий повод: одиночество
Поскольку я состою в отношениях с отцом моего будущего ребенка мы больше не общались, несмотря на то, что мы расстались приятельски, я начала терзать себя мыслями: женщина с ребенком не востребована, и поэтому я обречена на одиночество. Я настолько зациклилась на этом, что потеряла способность нормально общаться с мужчинами, и в ответ на любые вопросы о моем сыне становилась резкой и раздражительной. Это продолжалось до тех пор, пока знакомый психотерапевт не обратил мое внимание на неадекватное поведение и не провел для меня экспресс-консультацию.
В ходе разговора врач пояснил, что мы не уникальны в этой ситуации. Существуют даже данные, свидетельствующие о том, что мужчины проявляют больше внимания и заботы к женщинам с детьми, чем к одиноким. Наличие ребенка вселяет в будущего отца уверенность в серьезности намерений женщины и активирует так называемый «отцовский инстинкт», что способствует более крепкой привязанности мужчины к женщине. Я поверила в это, и, что удивительно, нашла свою вторую половинку еще будучи беременной: с ним я живу и по сей день душа в душе, и он любит моего ребенка больше всех на свете.
Четвертый повод: потеря карьеры
В двадцать три года я узнала о своей беременности, когда перспективы карьерного роста только начали обретать для меня четкие очертания. Всего через полгода мне обещали повышение, которое могло бы существенно изменить мою жизнь. Однако существовало одно условие: мне предстояло работать с максимальной отдачей».
К моему удивлению, меня выручило искреннее признание перед моим руководителем. Выяснилось, что мы все-таки существуем в относительно правовом обществе, и, соответственно, будущая мать – это тоже человек, и у нее есть свои права. Работодатель не имеет права расторгнуть с вами трудовой договор в связи с беременностью, за исключением ситуации ликвидации организации.
Важно, чтобы после родов у вас снова появилась мотивация к работе, ведь вид спокойно спящего ребенка может заставить отвлечься от всего остального.
Повод последний: ответственность
Я постоянно задавала себе вопросы: «Обладаю ли я достаточным уровнем образования, чтобы воспитать достойного человека? Что мне предпринять, если его здоровье резко ухудшится? Справлюсь ли я с тем, чтобы быть для него положительным образцом для подражания.
Если быть откровенной, мне так и не удалось полностью избавиться от этого страха. Я по-прежнему опасаюсь, что не смогу обеспечить своему ребенку все необходимое. Меня также беспокоит, смогу ли я стать для него образцом для подражания. Однако я абсолютно уверена в одном: вне зависимости от обстоятельств, я не одинока в этом мире. Мои родители, мой любимый человек, мои друзья – все эти люди приняли моего ребенка как часть меня и полюбили его всем сердцем, а значит – готовы разделить со мной бремя ответственности за него.
Моему ребенку сейчас три года. Осенью он начнет посещать детский сад, и я предвижу, что новые опасения охватят меня. Затем последуют школа, институт, возможно, армия, первая любовь, женитьба, дети… Каждый новый этап в его жизни будет вызывать во мне тревогу из-за своей непредсказуемости. И я буду справляться со всеми своими страхами, ведь я – мама, я – сильная и я – СПОСОБНА.





