Формирование навыков чтения у детей

Часто родители учеников жалуются на то, что дети не интересуются чтением книг. Некоторые взрослые, отметив это, вздыхают и говорят о влиянии времени и интернета. Внимательные же мамы и папы понимают, что такие оправдания проблемы не решат и детям не помогут приобщиться к нужному и полезному занятию.

Ребенок и чтение

Явление «не читающего ребенка» не новое, современный мир к нему отношения прямого не имеет. Узнайте у родителей и бабушек – расскажут, как и раньше было трудно усадить детей за книги.

Вместо работы всегда можно было найти более интересные и легкие занятия: катание с горки, игры в мяч, просмотр телепередач или увлекательные игры. Полезно будет также спросить совета у старших – возможно, они не откроют вам Америку, но многие проверенные временем способы окажутся действенными и актуальными. Художественная литература существенно влияет на формирование личности ребенка. Неучитывать это значит поступать неразумно, опрометчиво и безграмотно. Помимо расширения кругозора, чтение способствует успешному образованию. Дети, читающие быстро и хорошо, справляются со всеми школьными предметами, гуманитарными и точными дисциплинами (кроме физической культуры). Современная школьная программа требует от учеников высокой концентрации внимания и способности усваивать разнообразный материал.

Ребенку, читающему по слогам медленно, труден анализ больших текстов в ограниченное время. Научив ребенка читать вовремя, вы облегчите путь через трудности и дадите радость от учёбы.

Не все пренебрегающие чтением дети становятся дворниками или разнорабочими. Существуют успешные бизнесмены, прочитавшие за жизнь немного книг. Но многие из них со временем осознают упущенные возможности и сожалеют о нехватке внимания к литературе. Если взрослым важно научить ребенка читать вовремя, то мудрым родителям следует приобщать малыша к хорошей литературе. Чтобы малыш сам с удовольствием тянулся к книгам, достаточно желания, терпения, понимания и любви со стороны родителей.

Как помочь ребенку полюбить книги

Врожденная грамотность и любовь к чтению встречаются нередко. Но семьи, где чтение не поощряется, редко воспитывают книголюбов. Обычно круг общения, традиции и образ жизни в семье формируют характер человека, его вкусы, привычки и потребности. Поэтому родителям стоит прежде всего ориентироваться на собственный пример.

Когда ребёнок с раннего возраста видит читающих взрослых, наблюдает их обсуждения книг и впечатлений, а дома помимо игрушек и бытовых вещей присутствуют книги, доступные ему для чтения, если ещё и в семье принято чтение вслух вечером, то любовь к литературе станет для него нормой, естественной частью развития.

Не ограничивайте ребёнка в выборе книг. Дайте ему возможность ознакомиться с разными жанрами: сказками, стихами, рассказами для его возраста, а также фольклорными произведениями, энциклопедическими справочниками и тематической литературой. любопытный малыш сам выберет то, что ему интересно.
Его предпочтения могут удивить вас. Ваша задача – познакомить ребёнка с художественной, исторической и публицистической литературой. Не навязывайте своё или общепринятое мнение. Уважайте выбор малыша, читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное.

В многих семьях из поколения в поколение передаётся замечательная традиция – чтение книг перед сном. Мамы, папы, бабушки и дедушки читают детям сказки перед сном, возможно, это знакомят всех малышей без исключения со сказками. Если эта привычка сохраняется на долгие годы, то очень хорошо. Вслух вместе можно читать не только детские сказки, но и приключенческую литературу, фантастические повести, исторические романы. Выразительное чтение, игра голоса, подобранная интонация сделают эти занятия не менее увлекательными, чем просмотр кинофильмов, пробудят интерес к печатному слову и сохранят тёплые семейные воспоминания на всю жизнь.

Как заинтересовать ребенка чтением

В погоне за детской любовью к чтению взрослые иногда добиваются обратного результата. Порой благие намерения приводят к непреодолимым выборам: «Футбол будет, когда дочитаешь главу», «Компьютер – только после прочтения».

Угрозы и шантаж не сделают книгу интереснее и желаннее. Скорее всего, это вызовет отвращение к чтению. Если тексты скучны и неинтересны ребёнку, лучше заменить их более захватывающими или выбрать другую тематику, другой художественный слог.

Великолепные произведения из школьной программы часто становятся не любимыми книгами, а настоящим испытанием. Признайтесь, многих ли зацепили и увлекли романы Толстого и Достоевского на уроках? Большинство из нас открыли для себя классиков мировой литературы позже, в более зрелом возрасте, не по принуждению, а по собственному желанию. Навязать, насильно заставить полюбить книги невозможно. Если школьная программа всё же обязательна, предоставьте ребенку альтернативу: пусть дома читает то, что ему интересно.

Не стоит искусственно навязывать ребенку взрослую литературу. Тома, которые кажутся вам увлекательными, могут оказаться ему неинтересными.
Позвольте малышу развиваться естественным путем – скоро его вкусы сформируются, и вы увидите, как дочь с удовольствием читает Коэльо, а сын зачитывается Ремарком.

Помните книги, которые вам нравились? Часть из них понравится и вашим потомкам, а другие им непонятны будут. Не пытайтесь заставить современных детей полюбить Каверина или Алексина, им многое в этих произведениях будет непонятно.

Развиваем у ребенка любовь к чтению, обучая его грамоте.

Многие методики использовались для обучения детей чтению. Некоторые оказались эффективными, другие – нет. Ребенок быстро усваивает чтение, если ему понятен принцип, интересен процесс и виден результат. Соединение букв в сложные слова непростое, понять значение слогов не легче. Но с правильной методикой вы сами удивитесь легкости и простоте обучения грамоте.

Перед тем как дать малышу букварь или азбуку, прочтите учебник сами. Вам трудно разобраться в схемах? Не можете легко объяснить и прокомментировать то, что изображено на страницах? Были бы вы способны научиться читать таким способом? При малейших сомнениях отложите такое пособие в сторону.

Обратитесь за советом к педагогам, воспитателям, другим родителям, у которых есть дети-одноклассники или старшие школьники с опытом обучения чтению. Попросите рекомендации по азбуке, послушайте отзывы о методиках и выберите наиболее подходящий вариант.

Будьте терпеливы и любящими. Не ругайте малыша за ошибки, не торопите его, не раздражайтесь, если что-то не получается. Подсказывайте и помогайте ребенку, даже если он в сотый раз забыл «какая это буква». Хвалите кроху при каждой возможности, поощряйте старания и вознаграждайте усилия. Прочитали страничку в букваре? А теперь мама прочитает три странички из «Винни-Пуха»!

Выбирая книгу для первого самостоятельного чтения, обратите внимание не на яркие картинки и крупный шрифт, а на содержание: понятный сюжет, легкие слова, не длинные предложения, иллюстрации, соответствующие написанному. Также обратите внимание на стилистику, построение фраз и орфографию – приучать ребенка к грамоте нужно сразу, естественно и органично.

Не читающий ребенок

Не расстраивайтесь, если малыш не сразу начинает читать самостоятельно. Подумайте о необычных способах решения проблемы. Если ребенок предпочитает мультфильмы книгам, попробуйте привлечь его комиксами, красочными журналами с героями из любимых мультфильмов. Даже если слов в таких изданиях немного – это начало пути.

Книжка с добротным твердым переплетом довольно толстая и тяжелая, но в ней больше изображений, чем текста. Текст расположен посередине листа и написан крупным шрифтом. Такой томик легко прочитать, и у ребенка появится ощущение большой проделанной работы, которая далась ему легко и быстро. Повысится уверенность в своих способностях и желание новых результатов.

Советский педагог и писатель Лев Кассиль предлагал такую уловку: начните вместе с ребенком читать занимательную книгу вслух, увлеките его, а на самом интересном месте прервитесь на неотложные дела. Оставьте книгу на видном месте, не убирайте и не прячьте ее. Заинтересованный малыш, сгорая от нетерпения, сам примется за чтение.

Из каждого ребёнка непременно вырастает взрослый. Каждый житель современности рано или поздно, независимо от качества усвоенных навыков, должен научиться читать. Но только чуткие и заботливые люди способны привить детям любовь к чтению и желание извлекать из него удовольствие. Удачи!