Педагогика, изучающая воспитание, ставит перед собой множество задач. Среди них – приучение ребенка к дисциплине. Важно, чтобы малыш понимал, что можно, а чего нельзя, то есть, устанавливалась определенная граница дозволенности. Рациональное мышление у детей младшего возраста ещё не развито, разумное объяснение происходящего для управления поведением выходит за рамки их понимания. Только четкие рамки допустимого поведения и логическое последствие непослушания приводят к тому, что ребенок ведет себя так, как нужно. В семье с разумной требовательностью дети более приспособлены к дальнейшей взрослой жизни, учатся принимать решения и сотрудничать с другими людьми.
Несколько правил разумной требовательности
Требования и указания следует отменять лишь в исключительных случаях.
Права ребенка
Ребенок должен понимать, что у родителей есть свои права. Несмотря на нежность и приветливость, родители могут проявить твердость и не позволить грубить или поступать недозволенно. Такое поведение вызывает сильную любовь ребенка и приучает его уживаться в обществе.
Избалованный ребенок в окружении других людей любого возраста столкнется с разочарованием, обнаружив отсутствие привычного к себе внимания. Эгоистичный человек не получит любви от окружающих. Родители, соблюдая дисциплину и верный путь, увидят улучшение поведения ребенка и его повышение счастья.
В воспитании независимой и развитой личности важно избегать крайностей. Если ребенка за незначительные проступки наказуют телесными наказаниями, угрозами, заставляют стоять в углу или объявляют бойкот, то детство его будет несчастным.
Такие поступки неприемлемы в воспитании, это лишь грубость.
Границы дозволенного
В другом случае ребенок полагает, что ему позволено всё. Границы добра и зла у него размыты, не различает удовольствия от своей пользы чьей-то боли. В таком положении он также чувствует себя нелюбимым и ненужным родителями.
Наказание важно. В некоторых случаях только таким способом ребёнок поймет пределы дозволенного. Только так родители смогут сохранить авторитет и воспитать в нём ответственность. Важно знать, за что наказывать и как это делать, чтобы у него не сложилось впечатление, что его больше не любят.
Мать и отец устанавливают первые правила для ребёнка. Чтобы понять границы их терпения и родительского авторитета, малыш пытается проверить, что разрешено, а что запрещено. Детское непослушание часто является желанием узнать: «Что произойдёт, если я поступлю так или иначе?», «Мама говорит, что делать нельзя, но вдруг всё-таки можно?».
Когда родители непоследовательны в своих требованиях, позволяя сегодня то, что завтра запрещают, их дети всё чаще пытаются выяснить допустимые пределы.
Ребенок иногда может действовать так, будто «достает» родителей. В действительности малыши не руководствуются теми же мотивами, что и взрослые. Семейный психолог Светлана Ройз утверждает, что дети, особенно дошкольники, никогда не делают что-то назло, не причиняют боль специально. Он долго ковыряется, когда его попросили быстро собраться, или опрокидывает на себя тарелку с кашей не для того, чтобы обидеть родителей. Делая так, он просто хочет привлечь к себе внимание, поскольку пока не знает другого способа.
В его подсознании рождается мысль: пусть мама лучше сердится и накажет, чем будет изображать равнодушие.
Стресс может вызывать непослушание.
Перенапряжение нервной системы – ещё одна причина детского непослушания. Дети в наши дни слишком много информации усваивают.
Разнообразные мультфильмы, которые дети начинают смотреть с полугода, или компьютерные игры существенно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Несколько часов наблюдения за виртуальными монстрами приводят к перевозбуждению, после чего его трудно успокоить и уложить спать.
Вальдорфский педагог Валентина Антощенко утверждает: дети становятся неуправляемыми, если играют в агрессивные игры. Это не только компьютер и приставки. Пластиковые и пластмассовые игрушки не развивают чувство осязания полностью. Ребенок не чувствует, что вырвав клок шерсти у кошки или ударив другого ребенка, причиняет боль.
Наказание и возраст ребенка
Иногда для полного понимания ребёнком норм и правил поведения требуется наказание. Разъяснения и увещания оказывают недостаточное воздействие.
Светлана Ройз считает, что наказание – следствие нарушения правил, о которых ребенок получил предупреждение заранее. Нельзя наказывать за игрушку, если родители не объяснили, что чужие вещи нельзя брать без спроса. Родительская реакция должна соответствовать нарушению и возрасту ребенка.
Наказывать ребенка двух лет бессмысленно, потому что у него нет понимания того, что это наказание. Нельзя допускать, чтобы ребенок царапал или кусал, стоит отвлечь его или ненадолго заблокировать его действие.
До пяти лет ребенок лишь подражает, — утверждает Валентина Антощенко. Если малыш в этом возрасте вытащил деньги из вашего кошелька, это не означает, что украл. Скорее всего, он повторяет увиденное ранее.
«Правила» наказания
Наказание должно помочь ребенку понять произошедшее, себя самого и избежать повторения ошибок. Для достижения желаемого результата необходимо следовать определенным правилам.
Вся любовь к ребёнку должна проявить себя, даже в момент наказания. Действия по отношению к малышу должны всегда исходить из отношения «с любовью в сердце».
Неправильное наказание
Независимо от совершенного проступка, нельзя запугивать и унижать ребенка. Нельзя лишать малыша удовлетворения физических потребностей, оставляя голодным на ночь, или эмоциональных – игнорируя его. Самое страшное наказание для ребенка – это игнорирование со стороны мамы или папы: он будет чувствовать себя ненужным и покинутым.
Угол – не самый удачный выбор. В нем ребенок находится в постоянном напряжении и не способен взвесить свои действия. Лучше отвести его в другое место комнаты и усадить на диван для размышлений о поведении.
Лучше наказывать ребенка без посторонних. Это не повлияет на его самооценку и не навредит эмоциональному состоянию окружающих. Другой ребенок, который наблюдает за наказанием, испытывает больше агрессии, чем тот, которого наказуют.
Нужно ли наказывать
Поскольку наказание чаще всего причиняет психологическую боль ребенку, уместно спросить: чем его можно заменить?
ТерпениеРодители обладают самой большой добродетелью — терпением, которое не дано всем.
ОбъяснениеПоясни ребенку причину несоответствия его поступков принятым нормам лаконично и ясно.
ОтвлечениеМожно предложить ребёнку что-нибудь более интересное, чем то, что ему хочется сейчас.
НеторопливостьНе стоит карать ребёнка за первый проступок, требующий наказания, лучше дождаться его повторения.
НаградаПряники действуют лучше кнута.
Если ребенка хвалят за хорошее поведение, а не считают это само собой разумеющимся, то это побуждает его стараться, чтобы снова получить похвалу.
Ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, родители его всё равно любят, и несмотря на него, не перестанут оказывать ему внимание.