Превращение старого в новое с помощью апсайклинга

Создатели брендов по переработке вещей поделились, как делают уникальные коллекции из старых предметов.

Апсайклинг превратился в самостоятельное направление моды. В двадцатых годах появилось дизайнеров и fashion-брендов, шьющих коллекции из старой одежды или кастомизирующих новые предметы гардероба. Для них это творческий метод, отражающий тренд на рукотворные изделия.

Вначале апсайклинг появился как экологическое движение против быстрого потребления моды с огромными объемами производства готовой одежды. К этому же можно отнести полезные привычки приобретать одежду на площадках вторичной продажи и сдавать ненужные, но качественные вещи в комиссионный магазин.

Главным сторонником апсайклинга в мировой моде был Мартин Маржела. Его ранние коллекции создавались из одежды, купленной на блошином рынке. В студенчестве у него не было денег на новые ткани, а будучи известным дизайнером, он периодически возвращался к апсайклингу, сделав его манифестом против ценностей общества потребления.

Ирина СинХудожник по моде, создатель бренда «Sin with Love».

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

В Петербурге я получила образование модельера-конструктора по кожаным изделиям. Апсайклинг вошёл в мою жизнь случайно: сначала это были разовые заказы от знакомых – перешить, исправить крой или устранить брак, замаскировать пятно. И вдруг мне очень понравилось переделывать старую одежду, сам процесс превращения ненужной вещи во что-то особенное. В 2016 году я основала свой бренд, тогда ещё не было такого комьюнити по апсайклингу, как сейчас.

– Какие техники вы используете?

В каждой коллекции присутствуют элементы каллиграфии, леттеринга и граффити. Бренд Sin with Love появился из желания отобразить стихотворение на одежде. Все вещи построены на личном и сокровенном, но слова не всегда сразу читаются, словно зашифрованное послание.

Из старых джинс и отходов ткани создаются пиджаки, свитера, рубашки с нашивками. Помимо переработки одежды, занимаюсь кастомизацией новой одежды. В целом отношение к винтажу или секонда-хэнд пока неоднозначно. Но замечаю, что с каждым годом всё больше людей обращают внимание на экологию.

– У вас есть авторская техника?

Все технологии уже были изобретены. Мода циклична, и я умело соединяю разные техники. На зиму у меня есть вещи ручной вязки с рисунками или орнаментами крючком, а также нашивки с акрильными рисунками. Пиджаки и рубашки украшаю нашивками с каллиграфией.

– Как отличить ваши вещи от других?

Часто применяю модифицированную русскую вязь – её упростил для лучшей читабельности. Все элементы декора, нашивки, вышивки выполняю с учётом эргономики, ведь являюсь модельером-конструктором. Стараюсь размещать рисунки и дизайн так, чтобы одежде было комфортно в носке.

– Новая коллекция вдохновлена русскими сказками. Чем она вас удивит?

— Предлагаю тёплые вязаные свитера с рукавами из холлофайбера. Каждая вещь по-своему интересна: это отсылка к сказке или пословице. Хотелось выделить в сказках заложенный моральный ориентир. Очень люблю пиджаки с русской вязью, которая обрамляет рукава по кругу. Так можно зашифровывать послания, аффирмации, идиомы, важные слова. Иногда заказчики просят написать свои фразы, в которые вкладывают защитный смысл. Такая вещь становится наиболее любимой и близкой сердцу.

– Где черпаете идеи?

Вдохновение черпается из множества источников: иллюстрации в книгах и на выставках, архитектура. В путешествии по России фотографировала памятники деревянного зодчества, срисовывала орнаменты с наличников. В региональных музеях рассматривала образцы вышивки бисером, изучала старинные техники и переосмысливала их в более близком контексте.

– Кто ваши покупатели?

Это в основном творческие люди. У Стаса Пьехи есть пиджаки Sin with Love. В прошлом году мои пиджаки понравились участникам Comedy Club, которые надевали их на съемки. Митя Фомин для своего клипа выбрал мои вещи. Всё чаще люди, работающие на гос должностях или в офисах крупных компаний, делают мне индивидуальные заказы, чтобы оживить свой классический стиль.

Моя одежда — искусство, носимое на теле и ценное для человека независимо от тенденций.

Вика РюшкаХудожник по одежде, основатель марки RUSHKA, ведёт блог.

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

В сети увидела московский бренд Dogrose — один из самых ярких апсайкл-проектов. Не понимала, как это сделано, и захотелось разобраться, попробовать создать что-то подобное. Купила швейную машинку, набрала рубашек, одеял, всё, что было в шкафу, и сделала несколько вещей. Постепенно все ненужные вещи, которые лежали дома, стали частью чего-то нового. Помогали создавать уникальные образы, делали комплименты. Поняла, что людям это нравится, и создала свой бренд RUSHKA.

– Как отличить ваши вещи от других?

Мои коллекции построены на концепции «метаренессанса», поэтому название «Рюшка» — дань уважения историческим эпохам. Моя работа — это переосмысление старых вещей новыми идеями. Это взгляд на историю моды глазами современности, возможно, даже будущего. Рюши XVI века и другие исторические элементы костюма могут свободно сочетаться, делаясь современными и принося радость.

– Какие техники вы используете?

Люблю сочетать несочетаемое, для меня апсайклинг – возможность придумывать неожиданные и новые сочетания. Не всегда нужна швейная машинка. Начинала с того, что отпорола подъюбник от юбки и сделала из него воротник. Для этого было достаточно иголки с ниткой. Или просто расшивала надоевшую сумку пуговицами. Из старых штор создала красивые броши в форме цветов.

Я резидент мастерской «Второе дыхание», где мы проводим бесплатные мастер-классы по апсайклингу для всех желающих. Я замечаю, что люди боятся резать, но апсайклинг позволяет не бояться этого – это про смелость.

Мария ПлатоноваПрофессионал по экологическому дизайну, мастер аксессуаров из переработанных материалов, а также художник.

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

Я начинала как дизайнер одежды, создавая вещи, которые можно было преображать: съемные рукава, подол разной длины, накладные детали и тому подобное.

Меня всегда интересовали экологические вопросы, поэтому я пошла учиться в экоцентр «Сборка», где определилась со своим призванием. Теперь я делаю предметы из вторсырья.

Предложите несколько нестандартных аксессуаров, которые вы разработали.

Сумка из обертки от туалетной бумаги с сеткой от апельсинов или картофеля. Очечник из упаковки от соли. Чехол на паспорт с сеткой для бутылок вина. Сумочки для телефонов из ленточек от бейджиков. Рюкзак и шоппер из обивки диванов. В магазинах штор или мебели есть каталоги с образцами тканей, и когда коллекция заканчивается, эти каталоги выбрасывают, а я их спасаю.

Всё это происходит на спецтермопрессе, который я создаю, сплавив полиэтиленовые пакеты в плотные листы. Сейчас делаю арт-объекты из этих листов. Говорить буду о экологии, посредством моды и искусства.