Как меняется уличный стиль, кто формирует его облик и что служит источником вдохновения для его создателей.
Вирджил Абло, гениальный дизайнер стритвира и основатель бренда Off-White, приучил девушек, привыкших к роскоши, носить толстовки и кроссовки на светских мероприятиях. С присущей талантливым художникам иронией он интегрировал свой протестный манифест в каноны высокой моды.
Уличный стиль формируется не дизайнерами, а скорее они черпают вдохновение из образов представителей уличной культуры. Именно мегаполис, с его скейт-парками, велотриками, граффити и рэпом, является источником вдохновения для этих героев.
«В простоте есть много самобытного»
Большинство стритстайл брендов возникли благодаря представителям местных сообществ. Для них мода – это возможность заявить о своей принадлежности к конкретной культуре, поэтому они пока не интегрированы в массовый рынок, но при этом близки к высокой моде, как отмечает исследователь уличной культуры, культуролог и фотограф Лара Верченко.
В разговоре с Ларой мы выяснили причины популярности стритстайла и проанализировали тенденции развития уличной моды.
– Можно ли отнести всю одежду спортивного стиля к стритстайлу?
– Беговые кроссовки или спортивные костюмы Nike – это не элементы уличного стиля, поскольку они выполняют конкретную функцию: сохраняют эластичность, обеспечивают теплоизоляцию, отталкивают влагу и так далее. Как и любая одежда, разработанная для определенных условий и занятий спортом. Хотя современная мода позволяет смешивать казалось бы несовместимые вещи – кроссовки, бейсболки, брюки карго, поло Lacoste, подобранные в одной цветовой гамме, будут выглядеть стильно.
Мы соединяем элементы, которые ранее казались несовместимыми. Однако, они привлекают нас не благодаря практичности, а благодаря эмоциональному воздействию, и мы используем их, когда нам этого хочется.
Стритвиром принято называть элементы, получившие широкое распространение – например, в спортивной одежде это может быть мотокроссовская куртка, гармонично сочетающаяся с «адидасами». Однако, чаще всего универсальными становятся лишь отдельные детали, характерные для той или иной уличной субкультуры.
– Что же представляет собой стритвир, которым сегодня окрещивают самые разные вещи – от люксовых толстовок Vetements до широких штанов Balenciaga?
– Я рассматриваю это как историю развития локальных брендов, возникших из сообществ. Их одежда отличается простотой и лаконичностью, как у бренда «Меч» – они используют четкий и незамысловатый крой, что придает вещам концептуальность. К этой же категории относится питерский бренд Anteater Clothing, который начинался как личная инициатива и теперь является одним из самых востребованных.
Коллекции этих брендов создаются на основе одежды, которую предпочитают скейтеры, граффитисты и рэперы. Эти субкультуры, живущие на улицах, активно впитывают эстетику андеграунда. Это ключевой элемент стритвира, через свой стиль они выражают и защищают свою самобытность. Выбирая определенную одежду, человек демонстрирует свою принадлежность к их увлечениям и мировоззрению.
Эти вещи не относятся к массовому производству, и их вряд ли выберет человек, ориентированный на тренды. Российские бренды уличного стиля, например, «Мечь» или «Якорь МПА», привлекают внимание своим происхождением. Одежда от них подчеркивает принадлежность к определенному сообществу. Да, она не привлекает излишнего внимания. Возможно, вы даже не заметите, что я одет. Но в этой сдержанности присутствует некая индивидуальность.
– Несмотря на недавние заявления о скорой гибели стритвира, он продолжает оказывать заметное влияние на современные модные тенденции.
– Стритвир не исчезает, а наоборот, активно развивается, особенно в России. Он появился у нас несколько позже, вместе с распространением западной хип-хоп-культуры: скейтеры, рэперы и другие представители этой среды внесли значительный вклад в массовую моду, привнеся множество характерных деталей – капюшоны, которые использовали граффитисты для укрытия от полиции, рабочую одежду, удобную для рисования, широкие брюки, необходимые для брейк-данса. В современный стритвир добавляются и другие, специализированные элементы. К примеру, альпинистские карабины сейчас пользуются большой популярностью. Я уже заметила их использование у нескольких брендов, работающих в стиле стритстайл, в брюках карго, к которым можно прикрепить связку ключей и демонстративно звякать ими, словно заявляя: «У меня пять автомобилей в гараже. Я бросаю вам вызов, потому что ношу эти ключи напоказ». Кроме того, это еще и практично – иметь все необходимое под рукой. Несмотря на то, что эти элементы имеют «инородное происхождение», они выглядят вполне уместно, так как для уличного стиля характерно наличие подобных деталей – цепей, клепок, металлических элементов.
– Что объясняет привлекательность уличной моды даже для тех, кто привык блистать на светских раутах?
– Уличный стиль – это возможность выделиться и не следовать слепо модным тенденциям. Он дает свободу самовыражения и позволяет чувствовать себя комфортно в любой обстановке, даже на подиуме. Вещи в этом стиле обычно однотонные, с простым кроем и минимальным количеством деталей. Именно поэтому они привлекательны, поскольку не стремятся выглядеть чрезмерно дорогими или вычурными. В такой одежде можно быть собой, не скрывая свою личность за маской социального статуса, которую зачастую создает одежда.
– Что служит источником вдохновения для дизайнеров брендов уличной моды, работающих на местном уровне?
– Стритстайл часто черпает вдохновение из неуловимых деталей. Это все, что нас окружает в городской среде, на что мы можем не обращать внимания: цвет асфальта, гул трафика, многоэтажные дома с окнами, светящимися в ночи, приглушенный свет фонарей, мигающие фары, преобразованные до однотонных цветов и простых вещей.
– Каким будет дальнейшее развитие стритвира?
– По моему мнению, расширение уличной моды будет способствовать возникновению новых субкультур, формирующих уникальные элементы стиля. К ним можно отнести скейтеров, райдеров и представителей рэп-культуры. Они будут стремиться к проникновению в люксовый сегмент, объединяя уличную моду и элементы высокой моды. Возможны эксперименты с использованием дорогих материалов, например, шарф из мутона, украшенный старославянской надписью. Подобный подход уже реализован дизайнером Антоном Лисиным, который выпускает шарфы с фразой «Не унывай, Душа моя». Гоша Рубчинский создал коллекцию «Черные псы» для бренда Yeezy, и теперь Канье Уэст демонстрирует футболку из этой коллекции.
Я убеждена, что со временем дизайнеры стритстайла проявят больше смелости и начнут интегрировать элементы high fashion, разрушая устоявшиеся стереотипы. Такая одежда станет менее пафосной, но при этом привлечет внимание своим бунтарским духом. Мы увидим скейтеров в пиджаках от кутюр, но с брюками карго, кроссовках с вышитой вручную бабочкой и вафельной подошвой для лучшего сцепления с доской. Сочетание двух противоположных стилей выглядит смело, иронично и, на мой взгляд, очень здорово.
Где купить: топ-6 российских стритстайл брендов
Волчок
Этот стристайл-бренд пользуется огромной популярностью в России и известен даже тем, кто далек от уличной культуры. Носить толстовку с надписью «Юность» – это способ заявить о себе. Это выбор культурной самобытности вместо привычного логотипа.
Как, например, поступил актер Евгений Цыганов, явившись на премьеру в своем свитере с надписью «Вера».
Василий Волчок-Русакович, основатель бренда, начинал свою деятельность с торговли винтажной одеждой, занимаясь поиском редких бейсболок и переделкой вещей советской эпохи и тому подобное. Началом собственного производства стали 50 футболок с надписью «Юность», благодаря которой «Волчок» завоевал народную популярность. Однако, «Волчок» – это, в первую очередь, сообщество людей, создающих искусство, которое существует в мегаполисе и формирует моду, не зависящую от трендов.
Меч
Российский стритстайл бренд, хорошо известный широкой публике, был основан в 2011 году. Его создатель, Евгений Яковлев, выходец из панк-сообщества, путешествует по России в фургоне, находя вдохновение на Камчатке или у Байкала, и превыше всего ценит свободу от стереотипов. Бренд «Меч» предлагает лаконичные, преимущественно однотонные вещи, из которых можно сформировать базовый гардероб для жизни в любой точке планеты.
Якорь МПА
Бренд существует на рынке уже более десяти лет. Сокращение МПА расшифровывается как Московский производитель аксессуаров. Компания «Якорь» предлагает полный ассортимент атрибутов уличного стиля, востребованных среди скейтеров, граффитистов и мотокроссеров. Кепки, рюкзаки, поясные сумки и другие аксессуары способны дополнить повседневный образ, ведь современная мода тяготеет к парадоксам и контрастам.
ZNY
Сегодня это не просто бренд уличной моды, а, как они сами утверждают, платформа, объединяющая создателей современной уличной культуры и тех, кто формирует облик современных городских пространств.
Десять лет назад Георгий Яшин и Максим Дмитриев основали ZNY, бренд, получивший широкую известность благодаря сотрудничеству с такими компаниями, как NIKE, BEAMS, Leform, МИШКА NYC, Vans, G-Shock, а также участию в Парижской неделе моды.
Anteater Clothing
Санкт-Петербург – родина многих представителей российской уличной моды, среди которых дизайнер Николай Яруцкий, глубоко увлеченный уличной культурой. В 2007 году он основал свой бренд в сотрудничестве с отцом. На начальном этапе они самостоятельно осуществляли все этапы производства и продвижения. Значительную роль в признании бренда сыграл запоминающийся логотип – изображение муравьеда (на английском Anteater), разработанный художником Дмитрием Aske. В настоящее время бренд предлагает одежду, кроссовки и аксессуары, которые можно успешно интегрировать даже в деловой гардероб – умение сочетать, казалось бы, несовместимые вещи, наверняка пригодится и в дальнейшем.
All City Pigeon
Бренд появился благодаря уличному художнику, известному под псевдонимом Folk, который создает граффити и стрит-арт. Его логотип – голубь, ставший персонажем городского фольклора, созданным художником.
На изделиях присутствует изображение голубя, а в некоторых коллекциях можно встретить и другие работы автора.
Когда работы художников становятся узнаваемыми символами большого города и получают право войти в повседневность, они начинают создавать собственные fashion-бренды. Ярким примером этого является питерский художник Покрас Лампас, который расписал фасад универмага концептуальной моды Dover Street Market в Лондоне.