
Юлия Дерябкина, учитель музыки и дефектолог высшей квалификационной категории, консультант проекта «Дар детям», рассказала о развитии музыкально-ритмического восприятия у малышей с малых лет.
Мир полон разнообразных звуков: речь, природа, музыка и многочисленные шумы. Ухо — чувствительный и избирательный орган. В комнате беседующих оно может игнорировать шум и воспринимать речь только одного человека. Ухо дирижера способно выделять в симфоническом оркестре не только инструменты, но и их ритмический рисунок.
Благодаря обученному слуху, то есть развитию слухового восприятия, в частности музыкально-ритмического, все это возможно. О том, как развивать его у ребенка с раннего возраста, рассказала Юлия Дерябкина, учитель музыки и дефектолог высшей квалификационной категории, консультант проекта «Дар детям».

Почему у одних это есть, а у других — нет
С момента рождения у детей сформированы все органы чувств. Однако при взрослении одни способны хорошо и выразительно говорить, другие — монотонно и без эмоций; одни умеют петь, а другие нет; одни двигаются красиво и ритмично, а другие — скованно и неуклюже; одни обладают богатым воображением, а другие без помощи взрослого не могут придумать ничего нового. Для одних мир полон гармоничных звуков и музыка доставляет радость, для других она — лишь звуковые сигналы. В чём причина? Родители недостаточно внимания уделили развитию музыкально-ритмического восприятия у своих детей. малыша в раннем возрасте.
Каждая мама, наверное, видела, как ребенок реагирует на музыку: у него появляется улыбка, он застывает, концентрируется, ищет источник звука или же его ручки и ножки начинают ритмично шевелиться.
Музыка — не просто сильный посыл для эмоционального взаимодействия, но и важное звено в развитии ума и разума ребёнка.

Почему музыка так важна для ребенка?
Во-первыхИзвестно, что ребенок может научиться говорить, находясь среди людей. Если лишить его общения, то после трех лет крайне сложно научить его разговаривать. Между музыкой и речью много общего: звуки музыки, как и речь, воспринимаются слухом. Интонация речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа и акцентов. Музыкальная интонация обладает такими же возможностями. Поэтому музыкальный язык тоже должен усваиваться человеком в раннем детстве.
Ритм структурирует не только звуковые и визуальные ощущения, но и улучшает координацию движений.
С возрастом зрительное восприятие становится важнее, внимание к звукам уменьшается. Ребята вырастают и перестают замечать звуковое окружение. У них слабо развито слуховое внимание и память, отсутствует чувство ритма. Такие дети не умеют петь, им не хочется слушать музыку и получать от неё удовольствие. Как правило, у таких детей недостаточно развита общая и мелкая моторика.
Во-вторыхКак известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, правое — за эстетику. Что же объединяет работу двух полушарий? Ритм! развивает координацию движенийМузыка помогает малышу познакомиться со своим телом и научиться правильно дышать. В дальнейшем ритм влияет на артикуляцию, плавность и четкость речи. Без музыки чувство ритма не сможет возникнуть и развиться.

Как заниматься развитием музыкально-ритмического восприятия
- Развитие музыкально-ритмического восприятия важно начинать с малых лет, так как малыши более чувствительны к звукам окружающей среды.
- Главный стимул для развития у малыша музыкально-ритмического восприятия — человеческий голос. Помимо разговоров, не забудьте петь ему песни. колыбельныеМожно также петь разные песни во время игры и общения с малышом.
- Музыка желательна тихая, спокойная, мелодичная. Прослушивание начинайте с минуты первой.
- Выбирая электронные музыкальные игрушки, обратите внимание на качество звука – он не должен быть механичным, скрипучим, резким или ритмически однообразным.
- Важно играть с малышом в музыкально-ритмические игры с погремушкой, барабанчиком, дудочкой и металлофоном. Посмотрите наши видео, которые помогут организовать музыкальные игры с ребёнком для развития музыкально-ритмического восприятия.