Бенедикт Камбербэтч и его любовь к кошкам

Кошачьи миры» Луиса Уэйна – фильм 2021 года: в ролях Бенедикт Камбербэтч и кошки, актерский состав и художник, сцены

Новая драма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021) повествует о необычном поклоннике кошек эпохи Виктории, которого воплотил Бенедикт Камбербэтч. Драма посвящена памяти английского художника, любившего кошек и котят настолько, что делал их главными героями большинства своих рисунков.

О роли Луиса Уэйна

«Творчество Луиса Уэйна находило отклик у многих поколений, — отмечает Бенедикт Камбербэтч. — Однако впоследствии о Луисе забыли, и его вновь открыли, когда один из поклонников обнаружил его в психиатрической лечебнице. Это была весьма увлекательная роль. Мне довелось воплотить на экране всю жизнь человека — от молодости до старости. Подобные случаи происходят не часто».

Чтобы достоверно воплотить образ, Бенедикт Камбербэтч, талантливый художник, занимался с преподавателем, который обучил его не только воспроизводить манеру удержания карандаша, характерную для Луиса Уэйна, но и создавать эскизы, используя обе руки одновременно.

«Хорошо понимаю Луиса Уэйна как художника, — говорит артист. — Люблю рисовать, но время не всегда хватает. А здесь появилась возможность сосредоточиться на искусстве и опробовать различные техники. Это бесценно».

Бенджамин Камбербэтч старался максимально точно воспроизвести технику живописи Уэйна и даже пытался создавать копии его работ. «В попытке скопировать стиль другого художника есть нечто тревожное, — отмечает актер. — Это приближает тебя к другому человеку, позволяя ощутить то, что когда-то пережил он сам».

На протяжении жизни Уэйн менял свою технику живописи, поэтому репетитор тратил до двух часов на объяснение Камбербэтчу тонкости мастерства. Актёр экспериментировал с гуашью, маслом и акварелью, а также делал быстрые наброски карандашом, которые впоследствии показывал в кадре.

«Актер рассказывает, что они экспериментировали с разными методами. Среди них — одновременное рисование двумя руками, что оказалось чрезвычайно сложной задачей».

Поскольку живопись занимала важное место в жизни Уэйна, создатели фильма осознавали, что цветовая гамма должна быть подобрана с особой тщательностью, чтобы передать жизнь художника и его внутренний мир. «Живопись играет ключевую роль в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна», – отмечает Камбербэтч. – В работах Уэйна мы видим не только его мастерство, которое проявлялось в умении передавать жизненные моменты посредством цвета и формы, но и его человеческие черты характера».

Уилл Шарп был впечатлен усердием и стойкостью актёра, стремящегося овладеть всеми профессиональными и личными чертами, присущими его герою.

Бенедикт обладает множеством качеств, которые неизбежно восхищают, — признаётся Шарп. Его актёрская игра безупречна, особенно учитывая то, что приходилось ломать сюжет и часто снимать сцены не по порядку. Для меня это было бесценно. Меню впечатляют его энергией и выдержкой, которые демонстрировал на съёмках. Каждый день он старался изо всех сил и никогда не работал формально. Луис отличался такой же выдержкой. Если у него что-то не получалось, он повторял попытки снова и снова. пока не добивался требуемого результата. Мне кажется, Бенедикту удалось передать это своей актерской игрой».

Мир Уэйна

Создатели фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» приняли решение показать эволюцию главного героя от молодости до старости, так как важные события происходили на разных этапах его жизни. Кроме того, они хотели осветить не только его жизнь, но и о богатом внутреннем мире. Чтобы объединить внутренний и внешний миры Луиса Уэйна, Шарп пригласил занять место за камерой оператора Эрика Уилсона.

Режиссер отмечает: «Мы не ограничились коротким отрезком его жизни. Наоборот, поставили перед собой амбициозную задачу — показать всю жизнь Луиса целиком. Ведь события его биографии взаимосвязаны. Чем больше я узнавал о нем, тем лучше понимал его жизнь, тем сильнее влюблялся и восхищался им».

«Уже на этапе разработки сценария стали проявляться трудности, с которыми нам предстояло столкнуться, а на монтаже их возникла новая волна, — отмечает Шарп. — Значительное влияние на плавный переход от одного десятилетия к другому оказали как манера съемки, так и музыкальное сопровождение».

Съемки велись в соотношении сторон 4:3. Шарп поясняет: «Эрик и я выбрали такой формат, поскольку он вызывает ассоциации со сказочной книгой. При этом нам удалось выделить крупные планы, подчеркивающие наиболее эмоциональные эпизоды. Также мы применяли разнообразные объективы, чтобы добиться призматического эффекта, похожего на радугу, при изображении «электричества» и попыток Луиса постичь его суть».

Для создания впечатляющих визуальных эффектов к съемкам привлекли профессионалов. Шарп сотрудничал с одним из художников, базирующимся в Нью-Йорке и специализирующимся на аналоговой видеозаписи.

Режиссер говорит: «Посылали ему отснятый материал и работы Уэйна. А в ответ получали обработанное видео с возможностью наложения эффектов. Выбирали понравившиеся кадры, обрезали их и вставляли в сцены. Некоторые переносили на плёнку, некоторые редактировали экспериментальными эффектами, засветкой и изменением насыщенности цветов для демонстрации ухода рассудка Луиса».

Подобно визуальной составляющей, звук также имел большое значение в создании мира Уэйна. С момента начала работы над фильмом «Кошачьи миры Луиса Уэйна» Уилл Шарп сотрудничал со своим братом, композитором Артуром Шарпом.

«По словам режиссера, музыкальное сопровождение играет одну из ключевых ролей в создании атмосферы фильма. Он рассказывает, что совместная работа с Артуром началась еще на этапе доработки сценария, чтобы выработать неповторимую музыкальную стилистику картины. Музыка должна была передавать не только индивидуальные черты Уэйна, но и переживания, связанные с любовной линией, являющейся центральной темой сюжета».

Композитор соглашается с братом:

«Необычный подход Луиса во многом определил создание саундтрека. Помимо этого, требовалась тема, связанная с электричеством, романтичная мелодия и, разумеется, игривый мотив для кошачьих. Необходимо было найти способ объединить все эти темы, несмотря на их кажущуюся принципиальную разницу».

Саундтрек к фильму «Кошачьи миры Луиса Уэйна» позволяет зрителям не просто перемещаться во времени, но и глубже понять внутренний мир Луиса.

«Артур Шарп отмечает, что Уилл с самого начала подчеркнул, что не желает, чтобы музыкальное сопровождение напоминало саундтрек к типичному историческому фильму. По его словам, композитор хотел, чтобы музыкальные произведения передавали особенности эпохи и привлекали внимание зрителей к тому, что Луис Уэйн существовал в каком-то другом измерении. Сюжет фильма разворачивается в конкретное время, однако Луис значительно опережал его, и создатели стремились донести эту мысль до широкой публики».

Артур Шарп соединял классическое оркестровое звучание с особым ансамблем необычных инструментов: музыкальной пилой, терменвоксом (на котором играла Лидия Кавина, ученица Льва Сергеевича Термена), меллотроном и арфой. Также применялись редкие электрические инструменты, например, траутоний.

В этом случае уместно объединить звучание классических оркестровых инструментов с тонами терменвокса, музыкальной пилы и других необычных инструментов. композитор. А появления кошачьих сопровождалось звуками разных инструментов, но их игривость композитор решил оформить звучанием ударных. «Для этого отлично подошли вибрафон или маримба, — считает Артур Шарп. — В какой-то момент вибрафону начинала помогать арфа».

Братья Шарпы провели всестороннее исследование взаимосвязи семейства кошачьих с миром музыки.
Учёные обнаружили музейный экспонат с фигурками кошек, издававшими звуки мяуканья в составе хора. Также они искали музыкальные композиции, написанные специально для котов.

«При подготовке к съемкам этого фильма приходилось знакомиться с самыми разнообразными особенностями, — рассказывает композитор. — Для нас было очень важно, чтобы музыка трансформировалась вместе с течением времени, показанным на экране. Уилл настаивал на этом для всех, кто участвовал в работе над фильмом, и это касалось не только музыкального сопровождения. Изменения должны были происходить в костюмах, декорациях и во всем остальном, отражая этапы жизни Луиса».

Для работы с этим сложным материалом потребовались значительные усилия со стороны всех, кто был вовлечен в процесс съемок.

Рассказывая историю с продолжительным сюжетом, Шарп отмечает множество проблем и трудностей. К ним относятся сложный график и многочисленные съемочные площадки. Иногда казалось, будто готовятся к съемкам пяти или шести фильмов: всё менялось кардинально — локации, автомобили, костюмы, грим.

Для дизайнера костюмов Майкла О’Коннора, работавшего над фильмом «Кошачьи миры Луиса Уэйна», ключевым фактором стало изменение временного периода, в котором происходят события.

«Что привлекло меня в этом проекте, так это возможность поработать с разными важными историческими периодами, — говорит он. — Я осознавал, что работа будет непростой, но, к счастью, Уилл всегда был готов к обсуждению и предлагал немало ценных идей».

Среди множества творческих идей возникло предложение обратиться к работам Уэйна для вдохновения. На некоторых его картинах можно увидеть кошек в ярких костюмах. Дизайнер полагает, что такие элементы одежды могут быть использованы и в костюмах актеров.

«По словам О’Коннора, на полотнах кошки изображались в стилизованных образах, вдохновленных костюмами, которые видел Льюис. При этом детализация была минимальной: брюки превращались в простые штаны, а пиджаки теряли все декоративные элементы и аксессуары. В действительности эти предметы одежды имели бы гораздо более сложный вид».

«Мы выбирали простые, возможно, немного наивные вещи с несложной расцветкой, с крупным рисунком и меховой отделкой», – продолжает дизайнер. – «В эти наряды мы одевали главных героев, всегда называя их костюмы «кошачьими».

О’Коннор предпочитал работу над женскими гардеробными.

«При создании женских платьях на спину каждого из них я добавлял бант. Мы воспринимали их как банты, привязанные на нитке, с которыми любят играть кошки. Мы проводили параллели во всём, и если мы замечали хотя бы намек на меховую отделку, то брали вещь, не раздумывая».

Текстуры произведений Уэйна вошли в дизайн фильма. Художники кино пытались выразить чувственность посредством визуальных образов.

Художница-постановщица Сьюзи Дейвис считает, что биографию Уэйна идеально адаптировать для кино. По её словам, сценарий переносит зрителя в удивительный мир, в котором жил Луис. Создатели не стремились к документальному освещению его жизни, а представили кинематографическую версию, в которой, вдохновляясь творчеством самого Луиса Уэйна, они использовали гротескный, почти сюрреалистичный дизайн».

В ходе исследования Шарп установил, что оба родителя Луиса были заняты в текстильной сфере, что, вероятно, окружало его яркими узорами и цветами в детстве. «То, что в конце жизни художник нередко рисовал узоры на своих картинах, демонстрирует, насколько глубоко в его память врезались детские воспоминания, — считает режиссер. — При помощи цветов и узоров я хотел показать внутренний мир Луиса, и Сьюзи ухватилась за эту идею. Разработанный нами дизайн фильма зачастую нес эмоциональную и смысловую нагрузку. Скажем, синий цвет мы решили принципиально ассоциировать с Эмили. Все началось с костюмов, разработанных Майклом. Впоследствии мы использовали эту идею в создании некоторых гармонирующих по цвету декораций».

Дейвис считает, что Шарп чётко передал своё представление на страницах.

Сценарий изначально содержал подробное описание текстур, тканей, цветов, обоев и других деталей, что оказалось весьма полезным для сотрудников арт-отдела. Нам нравилась работа, так как нас никто не ограничивал. Мы могли использовать цвета и текстуры, недоступные нам при съемках фильма о другом, менее эксцентричном художнике.

Художник с необычным стилем проживал на стыке викторианской и эдвардианской эпох, при жизни увидел Первую мировую войну и умер за несколько месяцев до начала Второй мировой войны.

Визажист Вики Лэнг отметила, что создателям фильма важно было продумать внешний вид постаревшего персонажа Камбербэтча и изменения во внешности его окружения.

«Я хотела сделать акцент на том, что с течением времени персонажи перестали соответствовать модным тенденциям, — продолжает Лэнг. — Когда речь зашла о семье Уэйнов, мы стремились к максимальной достоверности. Наша цель заключалась в том, чтобы они выглядели необычно, но при этом соответствовали строгим нормам того времени».

Заячья губа была заметной чертой внешности Уэйна, и он старался замаскировать её с помощью усов.

«Эта деталь имела огромное значение, — отмечает Лэнг. — Заячья губа должна была быть видимой, поскольку мы хотели продемонстрировать, как эта черта влияла на жизнь художника. Она значительно ухудшала его внешность. Мы старались это подчеркнуть, однако и не хотели, чтобы это слишком сильно отвлекало внимание зрителей».

Луис Уэйн представлял собой личность, полную разносторонних интересов. Благодаря этому режиссёры получили возможность продемонстрировать Лондон на стыке веков с неожиданной перспективы.

«Это была удивительная возможность для всех — резюмирует продюсер Эд Кларк. Сьюзи Дейвис и Майкл О’Коннор трудились без устали, чтобы наполнить историю красками и жизнью. У нас получился нестандартный байопик. Надеюсь, мы сделали нечто особенное».

Шарп также питает такую надежду: «Я горжусь тем, насколько слаженно работали все отделы, чтобы создать яркий и живой мир, который, хочется верить, по-настоящему отражает жизнь и труд Луиса Уэйна