Устранение детских страхов

Здоровый ребёнок активен и полон энергии. Такими являются его обычные эмоциональные состояния. Формирование самосознания и события повседневной жизни могут вызывать негативные эмоции. Многие детские проблемы со временем пройдут, чего нельзя сказать о страхе. Он растёт вместе с ребёнком. Чем больше ребёнок узнает об окружающем мире, тем больше осознания опасности, расширяется круг предметов и явлений, которых он боится.

Храбрость ребёнка внушает больше тревоги, чем осмотрительность.

Различие между чувством самосохранения и патологическим страхом невелико, поэтому страхи могут мешать жизни, вызывая невротические расстройства.
Детские страхи могут привести к более серьезным проблемам: нервным тикам, энурезу, плохому сну, агрессии, отказу от контакта с окружающими.
Непреодолимый детский страх может указывать на серьёзные психические заболевания – аутизм и шизофрению. В таком случае помощь сможет оказать только врач.

Когда ребёнок испытывает страх, это нормально. Страх выдуманных чудовищ, разбойников и животных говорит о наличии воображения. Боязнь одиночества – о том, что малыш привык жить в обществе людей. Главное, чтобы такие страхи не переросли в фобии, тогда потребуется помощь.

Причины

Детские страхи могут появиться из-за недостатка активности, отсутствия друзей и умения общаться.

Любой ребенок чего-то боится, но многие родители об этом не подозревают. Часто сами закладывают страх в основу послушания, заставляя делать то, что нужно. Например, ребенок не слушается, не хочет собирать игрушки. Тогда родители повышают голос, вызывая страх громким звуком, приводят себя в пример, вызывая страх не соответствовать родителям. Или вызывают страх потери, угрожая лишениями, прибегают к телесным наказаниям, вызывая страх боли, угрожают запереть в темноте или отдать чужому человеку, тем самым вызывая у ребенка страх одиночества, темноты, боязнь злых людей, смерти.

Мать играет важную роль. Будучи главой семьи, она часто бывает раздражительной и беспокойной, может грозно сказать что-то или наказать ребенка, что неизбежно вызывает возражение.

Детские страхи часто рождаются из-за чрезмерной опеки родителей. Стремясь обеспечить малышу безопасность, заботливые родители не дают ему даже ступить шагу без предупреждений: «нельзя», «не ходи», «не трогай», «не бегай». На естественный вопрос «почему?» отвечают категоричным «нельзя и всё!». Из-за этого у ребенка развиваются разные фантазии.

Особенности психики ребёнка играют большую роль. Чувствительные и ранимые дети чаще испытывают страх. Мальчикам бывает особенно тяжело, потому что от них ждут большей смелости. Когда же у него появляется страх, к нему добавляется ещё и стыд за своё чувство. Никогда не стоит смеяться над ребёнком. Такие взрослые потеряют его доверие, и он замкнётся в себе.

Частые ссоры взрослых могут вызвать у детей чувство страха, хотя родители об этом могут не догадываться. Дети могут казаться спокойными и внешне ничего не показывать, но внутренне бояться происходящего. Длительное нахождение в стрессовой обстановке может спровоцировать невротические отклонения, так как психика ребенка очень чувствительна к негативным эмоциям. Страх со временем перерастает в тревожность – беспокойство и опасения без повода.

В процессе социализации некоторые учёные полагают, что тревожность возникает естественно. Неизбежно это явление, но стойкие страхи могут приобрести патологическую форму и препятствовать полноценному развитию ребёнка как личности.

Малыш боится горшка

Малышам часто свойственен страх перед горшком: он плачет, убегает и прячется, посадить его на горшок крайне затруднительно.

Что делать родителям

Дайте ребенку возможность отдохнуть в тишине и воздержитесь от критики или угроз.

Другими словами, возможно возникнет патологический страх, корректировку которого впоследствии затруднит.

  • Приобретите новый горшок и по возможности выберите его совместно с малышом. Это создаст у него чувство контроля над обстановкой.
  • Не стоит требовать от ребенка сразу же попробовать новую игрушку. Достаточно поставить ее в комнате, чтобы малыш привык к ней.
  • Пусть ребёнок тщательно рассмотрит горшок. Взглянет вокруг, потрогает его, узнает, из чего изготовлен.
  • Пусть ребёнок устраивает игрушку чаем с горшком.
  • Даже если ребёнок кажется капризным, необходимо серьёзно относиться к его страхам.

    Страх беззащитности

    В тревожное время страх неуверенности, корнями уходящий в страх смерти, всё более оправдан. Родителям нужно снизить уровень беспокойства: стараться не смотреть новости о катастрофах, войнах и насилиях. Помочь преодолеть такой страх можно, ответив на вопрос ребенка: «Угроза существует, но нет гарантии, что случится. Соблюдая осторожность, всё будет хорошо». Ребенку необходимо знать элементарные меры предосторожности для избегания насилия.

    Страх наказания

    Страх наказания у ребёнка не всегда указывает на частые побои. Иногда родители вовсе не применяют физические наказания, но общение строится властным тоном, не оставляющим места возражениям. Или же родители предъявляют к ребёнку чрезмерные требования. Он боится стать нелюбимым, плохим, не соответствовать родительским ожиданиям, быть отвергнутым. Для него это самое страшное.

    Страх смерти

    В возрасте шести-семи лет у ребенка может возникнуть страх смерти. Ребенок внезапно осознает, что все люди, в том числе и он сам, когда-нибудь умрут. Это событие сильно его потрясает. У некоторых детей это открытие оставляет глубокий след и долго тревожит их. Родители должны оценить свое поведение: не слишком ли они зациклены на детских болезнях, разговорах о тяжелой жизни и опасностях, не чересчур ли тревожатся сами. Дети не должны присутствовать на похоронах и наблюдать покойников. Это сильное эмоциональное переживание вызывает скрытый страх.

    Как бороться с детскими страхами

    Ребенку можно помочь с помощью игр. В непринужденной обстановке усвоение привычек, навыков, коррекция поведения и преодоление психологических трудностей происходят лучше. Игровые ситуации страхов освобождают ребенка от негативных переживаний.

    Если ребёнок не хочет играть, нет необходимости заставлять. Поскольку страхи бывают разными, игр должно быть много. В них малыш сможет «проигрывать» ситуации, справляясь со своим страхом. Игра даёт лучший результат, чем нравоучения или наказания.

    Родителям следует уделить особое внимание способам преодоления детских страхов.

    Упростить.

    Для преодоления страха и тревоги у детей родителям стоит уменьшить избыточное напряжение, упорядочив распорядок дня. В случае частых проявлений раздражения упростите ребенку жизнь ненадолго, отложив ряд незначительных ограничений.

    Рационализировать.

    Для коррекции эмоциональных состояний у детей применяют демонстрацию и разъяснение потенциальной опасности ситуаций. Иногда можно использовать «волшебные» предметы, дающие ощущение безопасности. Совместно созданные родителями и ребенком средства защиты также оказывают положительный эффект.

    Преобразовать.

    Преобразование страхов — психотерапевтический прием. попросите ребенка нарисовать то, чего его пугает, или слепить из пластилина. Вместе с ребенком выбросите или уничтожьте это.

    Врачам и родителям важно иметь в запасе несколько действенных методов, чтобы справиться с детскими переживаниями.

    • Определять стресс по характерным признакам.
    • обеспечить надежное присутствие взрослых;
    • Дать ребёнку возможность поделиться своими чувствами.
    • Допускать у ребенка действия, неприемлемые для его возраста: сидение на коленях или закапывание себя в одеяло.

    Последствия

    Не замеченные детские страхи и недостаточная коррекция могут вызвать у детей развитие отрицательной эмоциональности. Эмоциональность может проявляться в виде тревожности, негативизма или ухода от реальности.

    Тревожные дети

    Постоянные упреки и замечания от родителей могут вызвать у ребенка страх совершить ошибку.

    Высокая тревожность порождается именно этим. Либо родители видят в ребёнке гения, неординарную и высокоразвитую личность, предъявляемые требования очень высоки. Ребенок стремится оправдать возлагаемые надежды, но не может справиться.

    Тревожность может понизить самооценку и увеличить стремление избежать неудач. Ребенок будет стараться выполнять только инструкции взрослых, следовать шаблонам поведения и опасаться проявлять самостоятельность.

    Раздраженные поступками ребенка, взрослые всё чаще акцентируют внимание на его проблемах, усугубляя эмоциональный дискомфорт. Образуется замкнутый круг, который можно преодолеть пересмотрев свои установки. Важно направлять внимание на достижения малыша, что снизит уровень тревожности.

    Демонстративный ребенок

    Малыш стремится привлечь к себе внимание.

    Дети могут показывать чрезмерные эмоциональные реакции, манерничать, чтобы привлечь к себе внимание и получить похвалу. Такое поведение связано с недостатком похвалы со стороны окружающих. Причины демонстративности могут быть разными: «заброшенность» ребенка, отсутствие внимания, а также избыток внимания, который вызывает у него чрезмерную потребность в постоянном эмоциональном контакте. Дети добиваются внимания различными способами, вплоть до нарушения правил поведения, потому что замечания взрослых подкрепляют их демонстративность. Чтобы снизить ее, родители должны предоставить ребенку возможности для самореализации: участие в детских утренниках, концертах, общественные поручения и изобразительная деятельность.

    Уход от реальности

    Такой вариант поведения побуждает детей стремятся к вниманию, но высокая тревожность не позволяет им реализовать это стремление. Высокий уровень тревожности затрудняет их деятельность и общение. Не добившись успеха, ребенок уходит из жизни, погружается в свои мысли. Здесь воображение выполняет защитную функцию: в мечтах ребенок добивается признания, которого ему недостает в реальности. Стремление к нему всегда проявляется в детских фантазиях и отстраненности. Чтобы скорректировать такое поведение, взрослым достаточно будет активно поощрять малыша, проявлять к нему внимание и интерес к результатам его деятельности.