Основы вышивания гладью

Многие рукодельницы предпочитают вышивку гладью, однако лишь опытные мастера осведомлены о широком спектре техник, применяемых в ней: стежками глади можно полностью заполнить рисунок или использовать их для выделения отдельных элементов (краевая гладь). При двусторонней вышивке стежки выполняются одновременно с лицевой и изнаночной сторон ткани. Отличительной особенностью теневой глади является плавный переход одного ряда стежков определенного цвета в ряд стежков другого оттенка. Верхошов подразумевает выполнение стежков исключительно на лицевой стороне ткани.

Гладь может иметь как белый, так и цветной оттенок.

Виды глади

Видов глади существует несколько:

Плотная белая гладь с настиломИногда ее называют бельевой. Чаще всего она используется для вышивки на легких тканях, таких как лен, крепдешин и батист.

Для работы требуются мягкие нити, предпочтительно с глянцевым блеском, например, мулине или шелковые. На рисунке 1 представлены образцы вышивки гладью, выполненные в мастерской.

Прорезная гладь

При создании данного вида глади контур рисунка обводят швом, который принято называть «вперед иголка». Затем вдоль вышиваемого рисунка делают надрез и обрабатывают его таким образом: иголка появляется с изнанки, затем выходит из разреза и вкалывается в ткань с лицевой стороны. В результате должен быть сформирован узкий шов «закрутка».

Цветная гладь

Для создания цветной вышивки рекомендуется использовать нити с блестящим эффектом. Наиболее выразительным решением будет шелковая нить. В отличие от вышивания на белом полотне, где стежки выполняются прямыми, на цветном фоне они располагаются под углом. Данный вид вышивки выполняется без использования основы и предполагает двустороннее изображение.

Русская гладь

Для выполнения этой вышивки применяются стежки шириной около семи миллиметров, расположенные вдоль нити (горизонтально или вертикально) с интервалом в две-три нити. В таком исполнении стежки плотно соединяются.

Атласная гладь

Для работы с данным типом ткани предпочтительнее использовать мулине или шелковые нити. Чем тоньше выбранная нить, тем аккуратнее будет выглядеть рисунок, поэтому для атласной глади в иглу следует продеть только одну нить. Характерной чертой вышивки является то, что соседние стежки не касаются друг друга, а накладываются друг на друга. Начало нового стежка располагается в середине предыдущего: иголка вкалывается в его середину стежка с небольшим отступом. Направление стежков акцентирует форму вышиваемого объекта. К примеру, при создании изображения листа или лепестка, стежки располагаются вдоль прожилок. Когда вышиваемая область начинает изгибаться, необходимо увеличивать количество стежков вдоль линии сгиба, чтобы избежать образования длинной прямой линии от края к центру. Вспомогательные стежки наносятся от края в обратном направлении.

При аккуратном исполнении вышивки лицевая сторона ткани демонстрирует глянцевую и однородную поверхность изображения, в то время как на изнаночной стороне видны отдельные, неровно расположенные стежки.

Бельевая гладь

Несколько приемов бельевой глади

Далее следует обсуждение наиболее востребованных техник глажки белья. В процессе вышивки первоначально на ткань наносится эскиз.

«Для создания отверстий центр кружка проделывается штопальной иглой, а края обрабатываются катушечной нитью.

«Сначала по краю изделия выполняется декоративная строчка «вперед иголкой», затем создается настил, а поверх него вышивается гладью.

«Сначала выполняется техника «дырочка», затем цветок обшивается по краю способом «вперед иголкой». После этого создается настил, и каждый лепесток следует прошить поперечными стежками, обеспечивая их плотное расположение.

«Узелки». Рисунок переносится на ткань, после чего он обшивается ровным стебельчатым или гладьевым швом и заполняется следующим образом: рабочая нить, оставаясь на поверхности, дважды наматывается на иголку, а затем возвращается в исходную точку. При вкалывании иголки узелок следует слегка удерживать, пока нитка надежно не зафиксирует его на ткани.

«Обводим контур рисунка, как и при использовании приема «Узелок». Затем заполняем форму швом «назад иголка». Для этого следует делать мелкие стежки. Заполнение выполняется от краев, параллельно контуру.

«Листик». Обметаем рисунок по краю методом «вперед иголка», после чего выполняем настил. Листок располагаем вдоль вышиваемого элемента, а сверху наносим ровные стежки, плотно прилегающие один к другому. Направление стежков должно быть противоположным направлению настила.

«Листик в раскол». Термин «раскол» указывает на разделение листика на две части. Изготовление листика выполняется по стандартной схеме: сначала формируется край, затем создается настил. В области раскола прокладываем два параллельных стежка. Сначала заполняем цельный лист, а когда доходим до места раскола, заполняем одну сторону, одновременно проделывая проколы между параллельными стежками. Завершив заполнение одной стороны, переходим к другой.

«Для создания подкладного шва, также известного как «восьмерки», рисунок выполняется мелкими стежками «назад иголка» по контуру. После каждого стежка рабочую нить переносим на изнаночную сторону к противоположному краю, формируя там аналогичный стежок, а затем возвращаемся для выполнения следующего стежка рядом с предыдущим. В результате на изнаночной стороне образуется переплетение, визуально похожее на «восьмерки».

Гладьевой валик

Это последовательность параллельных стежков, расположенных близко друг к другу. Валик может быть прямым или иметь наклон. Для выполнения прямого валика из ткани извлекаются две горизонтальные нити с отступом в полсантиметра. Для фиксации нити вдоль намеченного ряда прокладывается несколько стежков. Первый стежок на внешней стороне делается строго вертикально. Все последующие стежки укладываются на расстоянии одной нити друг от друга, параллельно первому стежку.

Чтобы шов получился аккуратным, стежки располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга, без излишнего ослабления и без сильного натяжения нити.

Техника вышивания гладью

Как правило, вышивка гладью включает в себя изображения растительных орнаментов, которые представляют собой стилизованные изображения веточек, цветов или ягод.

Ягоды насыщенного красного цвета могут гармонично сочетаться с листвой коричневого оттенка, а ветки желтого цвета – с цветами синего цвета.

При вышивании крупными элементами не стоит использовать протяженные стежки. Более выигрышно выглядят короткие, особенно если их последовательно выполнять нитями разного цвета. Оттенок может быть как светлее, так и темнее – это определяется задуманным рисунком. Для смягчения перехода между цветами иголку следует вкалывать между уже выполненными стежками, а не в них.

Вышивка может быть выполнена в одном цвете, однако форма растения при этом не изменится. Возможно создание узора, включающего ветви с созревшими ягодами и распустившимися цветами. Такой подход вполне уместен, поскольку он подчеркнет сходство с оригинальным растением, а цветовое решение позволит проявить большую изобретательность. Освоив базовые приемы этой техники, вы сможете самостоятельно переносить понравившиеся растения на ткань и выбирать подходящие оттенки ниток.

Изображение узора можно создавать с помощью различных техник вышивки, таких как гладь, стебельчатый шов, козликом, узелками и петельками с прикрепками. Расположение стежков должно соответствовать форме рисунка: в лепестках – от края к центру, в листьях – по центру, вдоль направления жилок . Для симметричного расположения стежков относительно центра цветка необходимо варьировать их длину: можно использовать два длинных стежка и один короткий, или наоборот. Рекомендуется вышивать крупные листья с использованием техники краевой глади.

Линии должны варьироваться по длине, простираясь от края к центру. Средняя жилка формируется стебельчатым швом, а мелкие листочки – с помощью косой глади или техники «козлик». Ягоды вышиваются прямым швом. Для сохранения формы ягод их рекомендуется обвести контуром швом «вперед иголка». Трава и веточки создаются стебельчатым швом и петельками с прикреплениями. При вышивании веточек важно следить за тем, чтобы листочки располагались под тем же углом к стеблю, что и жилки в листьях, а концы петелек сходились в одной точке. Сердцевины небольших цветов можно изобразить с помощью узелков .

Некоторые мастерицы используют гладь с плавным переходом тонов, когда один цвет постепенно переходит в другой. Выполнение такой глади начинают с края. Стежки при этом должны варьироваться по длине и располагаться в направлении к центру. При вышивке одним цветом прорабатывается примерно половина длины лепестка. Стежки другого цвета должны перекрывать ранее выполненные, создавая плавный переход.

Инструменты для вышивания гладью

Для работы в технике ручного вышивания необходимы следующие инструменты и материалы: иглы, наперсток, пяльцы, нитки, ножницы, сантиметровая лента, калька и копировальная бумага.

Игла, иглы, используемые для вышивания, должны иметь небольшую длину и увеличенное ушко.

Наперсток потребуется для того, чтобы проталкивать иглу в ткань, при подшивании края ткани на изделии.

Ножницы должны быть двух видов: Большие – для резки ткани и ниток, и маленькие (с загнутыми кончиками) – для обрезания ниток при вышивании.

Сантиметровая лента потребуется для вычисления размеров изделия, разметки узоров на ткани.

Калька нужна будет для того, чтобы подготовить рисунок для перевода на ткань. Узор сначала переводится на кальку, а потом с нее – на ткань.

С помощью копирки можно переводить рисунок на ткань, предварительно разгладив ее и разложив на ровной поверхности. Калька с узором кладется на ткань и прикрепляется булавками с двух сторон, которые образуют угол кальки. Под кальку кладется копирка, жирной стороной к ткани и обводится узор. Чтобы перевести узор на светлую ткань, берется темная копирка, а на темную – светлая.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. Пяльцы могут быть как круглыми, так и прямоугольными. Для ручной работы очень удобно использовать круглые пяльцы. Они представляют собой два обруча разного диаметра, которые входят один в другой.

Для вышивки ткань помещают на обруч меньшего размера и тщательно разглаживают, чтобы нити располагались ровно.

Больший обруч помещают сверху и надевают на меньший, что обеспечивает плотное натяжение ткани. Если вы используете тонкую белую ткань, то под ней на пяльцы следует положить кусок другой ткани, с отверстием посередине, диаметр которого меньше, чем диаметр пялец. Это необходимо для предотвращения разрывов и загрязнений ткани в процессе работы. Современные пяльцы часто оснащены винтом для их фиксации к столу.

Традиционно, наиболее ценными для вышивания являлись мулине. Данные нитки отличаются стойкой окраской и обладают яркими, насыщенными оттенками. Кроме того, они достаточно прочные. Возможно использование и шерстяных нитей, и штапельных, и шелковых.

Нить отмеряется от мотка, отрезается по узлу. При вышивании цветной гладью нередко применяют двойную нить.

В вышивке не формируют узелков, а фиксируют нить другим способом: из пасмы отделяют одну ниточку и складывают ее пополам, чтобы концы оказались вместе. После этого нить продевают в иглу. Для фиксации нити на ткани используют петлю, образованную сложенной пополам нитью.

Уход за вышитым изделием

Вышитые вещи из тканей, которые легко стираются, рекомендуется стирать привычным образом, при этом следует избегать интенсивного трения непосредственно вышитой детали. Такая осторожность необходима для сохранения целостности вышивки, особенно если она сделана большими стежками.

Уход за цветной вышивкой требует большей деликатности. Замачивание и кипячение для таких изделий не допустимы. Стирку следует проводить в воде комфортной температуры. После стирки вышивка тщательно прополаскивается в прохладной воде, аккуратно отжимается и заворачивается в махровое полотенце. Глажка обязательна во влажном состоянии. После выглаживания изделие необходимо оставить расправленным, пока оно полностью не остынет.