У ребенка нет друзей

С самого детства формируются навыки общения и умение строить осмысленные отношения, налаживать взаимовыгодные связи. Перед родителями в это время возникает важная задача: научить ребенка общаться грамотно, легко заводить друзей среди сверстников и детей постарше.

Как помочь найти друзей

Ребенку часто бывает одиноко: в детском саду его не приглашают играть, на площадке не хотят дарить игрушки, а в школе – не обращают внимания.

  • Чтобы утешить ребёнка, взрослые отстраняют его от друзей, говоря, что им не стоит общаться с такими людьми. Родители уверяют малыша, что всегда будут рядом, чтобы играть вместе в любой ситуации. Такой подход к воспитанию может привести к тому, что ребёнок станет замкнутым и в будущем ему будет трудно общаться с другими. В подобной ситуации нужно поговорить с ребёнком и помочь ему налаживать контакт с окружающими людьми.
  • Застенчивость у детей может иметь генетическую основу и не следует ее недооценивать.

    Подойдите к другим детям с ребенком, держа его за руку. Предложите простую игру, чтобы помочь ему познакомиться. Когда дети начнут общаться, ваша помощь не нужна.

  • Вечером полезно поговорить с ребенком о прожитом дне и планах на завтра. Важно проявлять интерес к его жизни, а не стремиться её контролировать.
    Узнавайте у него о друзьях из школы или группы. Понимая, как складываются его отношения с окружающими, вы сможете дать ценные советы. Поделитесь воспоминаниями о своем детстве, приятелях, увлечениях и играх. Расскажите, как бы вы поступили в той или иной ситуации.
    Важно делиться своим опытом, но не навязывать его. Дети часто берут пример с родителей, поэтому такое общение окажется очень полезным.
  • В некоторых случаях возможно проведение детских праздников дома.
    Дайте малышу возможность самостоятельно решать, кого позвать на праздник, а кого нет.
    Родители могут предложить гостям присутствовать близким родственникам приглашенных детей.
  • Если вы собрались с взрослыми друзьями, не исключайте малыша из мероприятия. Пусть почувствует себя частью компании и участвует в разговорах.
    Конечно, если ему станет скучно, можно предоставить тихий уголок с игрушками рядом с вами.
  • Проблемы в школе

    Школьная жизнь не всегда проста: дети сталкиваются с различными трудностями. Важно оказывать им поддержку и помогать справляться с проблемами.

    Психологи установили ряд причин, которые могут мешать ребенку обзаводиться друзьями. Если дошкольник успешно взаимодействовал с ровесниками в детском саду и во дворе, то у него сформированы социальные навыки.
    Однако существуют внешние факторы, которые могут препятствовать появлению друзей в школе.

    В начальных классах дети до третьего года обучения заводят друзей случайно: они живут рядом, ходят в школу одним маршрутом, родители общаются друг с другом. Даже незначительные причины могут стать основой для дружбы. Чтобы нормализовать ситуацию, возможно, достаточно будет забирать ребёнка из школы позже, чтобы у него было время провести время после уроков с одноклассниками.

    Можно организовать встречи для родителей и детей одного класса, чтобы малыши могли лучше узнать друг друга, пока взрослые общаются. Праздник с участием всех учеников станет отличным способом укрепления их дружеских связей.

    Формирование мнения у младшеклассников сильно зависит от учительницы. Важно понять, как она общается с учениками. Возможно, она разделяет их на «хороших» и «плохих», и ваш ребенок попал в последнюю категорию, вследствие чего другие дети с ним не общаются.
    Поговорите серьёзно с учителем и попросите ее рассказать классу о положительных качествах вашего ребёнка и возможности дружбы с ним.

    Травля одноклассниками

    В период с пятого по шестой класс наблюдается… моббингБывает такое, что ребята объединяются против одного из своих. В подобных случаях вина лежит на классе целиком, а не на исключенном ученике. Неважно, как себя поведет такой ребенок – уважения и авторитета ему вернуть не удастся. Слабый останется мишенью для насмешек, даже если станет самым сильным в турниках, а отличник будет объектом насмешек, даже если начнет получать плохие оценки.

    В школах, где внимание педагогов сосредоточено только на учебе, а воспитание учащихся не в приоритете, часто наблюдается моббинг.
    Подобное поведение детей обусловлено психологической особенностью «незрелой» группы: им доставляет удовольствие объединиться против одного человека.
    Более зрелые коллективы, наоборот, делятся на несколько групп, которые иногда соперничают между собой, что является более благоприятным явлением.

    Отсутствие традиционных школьных мероприятий и объединений приводит к тому, что буллинг превращается в серьезную проблему. С ним невозможно справиться одному. Необходимо обсудить эту тему на родительских собраниях и проводить классные часы с психологом, чтобы дети поняли, как важно уважать друг друга и строить отношения в коллективе, где каждый найдет свое место.

    Каждый ребёнок знает, как тяжело чувствовать себя одному. Что делать, если у вас нет друзей?

    Если у ребенка нет друзей

    Если придерживаться определённых правил, то положение дел улучшится.

    Открытость

    Любая дружба берёт своё начало из каких-либо действий. Двое людей дают друг другу понять, что желают стать друзьями. Чтобы ваш ребёнок подружился с кем-то, нужно показать другому ребёнку, что ваш малыш проявляет к нему интерес и готов к дружбе.
    Ребятишки дошкольного возраста поступают проще: они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребёнок дружить с ними.
    Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность открыто. Особенно застенчивые дети сталкиваются с трудностями в этом плане. Когда незнакомец обращается к ним приветствием, они отворачиваются и молчат, или бормочут что-то непонятное.
    Такое поведение возникает из-за стеснения, но другие дети неправильно интерпретируют это как нежелание общаться. В таком случае найти друга становится очень сложно, и ребёнок может остаться один.

    Что делать в подобной ситуации? Можно научиться открытости, начиная с приветствия. Для этого полезны ролевые игры, где малыш примеряет поведение себя и другого ребёнка.
    Важно объяснить, что приветствие – это дружелюбный зрительный контакт и улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы его слышал другой ребенок. Упомянуть имя человека при приветствии сделает его более личным.

    Комплименты

    Дружелюбие проявляется ребенком и в такой простой форме, как искренние комплименты. Когда малыш признает наши положительные стороны, это приносит ему чувство уверенности и радости, а нам приятно, когда ценят наши качества.

    Попросите ребенка поразмышлять с вами о том, как можно выразить восхищение одноклассникам. Начните с простых комплиментов: «Твой свитер очень красивый» или «Какой ты удачливый футболист!»
    Можно сказать девочке, которая рисует, что у нее красивые рисунки – это способ завести новых друзей.

    Доброта

    Даже самый маленький акт доброты может стать первым шагом к крепкой дружбе. Когда ребенок делится ручкой или карандашом, помогает с учебными материалами однокласснице, это вызывает взаимность и может заложить основу для настоящей дружбы.

    Некоторые исследования показывают, что дети иногда пытаются обзавестись друзьями, даря им подарки или деньги. Такой подход не приносит желаемого результата. Друзья могут принять презенты, но не ответят взаимностью и даже могут потерять к такому ребенку уважение. Стремясь купить дружбу, можно получить совсем не то, что хотелось бы.
    Настоящая доброта – это не манипуляция другом, а искреннее желание ему помочь. Иногда дети так увлекаются желанием быть с другим ребёнком рядом, что навязывают ему своё общество. Если другой ребёнок преследует другие цели, такая дружба быстро ему надоест. Возможно, стоит помочь ребенку научиться выражать свою симпатию более ненавязчиво.

    Похожесть

    Дружба между детьми может возникнуть не просто потому, что они живут по соседству, учатся в одном классе или занимаются одним видом спорта. Исследования показывают, что чаще всего дружбу заводят дети, которые считают себя похожими друг на друга.
    Им проще подружиться с кем-то из своего пола, возраста и национальности. Также основой для дружеских отношений могут стать общие интересы, навыки общения, успехи в учебе или спорте, а также популярность среди сверстников.
    Главным фактором формирования дружбы является ощущение похожести. Это понятие очень важно для детей, как с практической, так и с эмоциональной точки зрения.
    Практически полезно иметь друга, который увлекается тем же, например, шахматами или решает математические задачи. Эмоционально похожесть друга даёт ощущение доверия и комфорта.
    Спросите своего ребенка: «Как ты понимаешь, что у тебя с мальчиком или девочкой есть общее?». Его ответы помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить.
    Важно помнить, что нахождение общего языка с другими детьми не значит становиться копией друг друга. Но подружиться с тем, кто совсем не похож по интересам, тоже будет трудно. Дружба зарождается из-за схожих черт характера или увлечений.

    Привлечение внимания

    Существуют разные способы привлечь к себе внимание. Одна ученица поделилась своим мнением о том, как найти друзей: «Надо выглядеть грустно, тогда дети сами подойдут». Однако такая тактика действенна лишь один раз и не ведет к настоящей дружбе. Дети могут подойти к печальному ребенку всего пару раз. С радостными и веселыми ребятами им хочется проводить время.

    Общее веселье

    Дружба укрепляется общими радостями, как показал эксперимент психолога Д.Готтмана с группами не знакомых детей.

    Эксперимент с восемью детьми в возрасте от трёх до девяти лет показал: пребывая в доме в течение трёх дней, дети сближались именно тогда, когда умели играть вместе как единое целое.

    В игре с ровесниками скрывается больше сложностей, чем кажется на первый взгляд. Чтобы получать удовольствие от совместного времяпрепровождения, малыш должен уметь взаимодействовать с другими детьми: общаться о своих предпочтениях и неудачах, избегать или разрешать конфликты. Конечно, не всегда игра складывается гладко: дети могут спорить, обижаться, не примиряться, соревноваться за игрушки или пытаться руководить друг другом. Такие ситуации портят общий настрой. Но именно умение справляться с такими трудностями делает детскую дружбу более крепкой и успешной.