Многие рукодельницы любят вышивать гладью, но профессионалы знают о большом разнообразии приемов этой техники: стежками глади можно заполнить весь мотив или лишь его часть (краевая гладь). При двусторонней глади стежки располагаются с обеих сторон ткани. Теневую гладь отличает от остальных то, что ряд стежков одного цвета плавно переходит в ряд другого цвета. Верхошов – это когда стежки располагаются только на лицевой стороне ткани.
Глазь бывает разного цвета и белого.
Виды глади
Видов глади существует несколько:
Плотная белая гладь с настиломЧасто ее именуют бельевой. Вышивание обычно выполняется на изысканных материалах: льне, крепдешине, батисте.
Требуются мягкие нити, желательно с блеском, например, мулине или шелк. Рисунок 1 демонстрирует пример вышивки белой мастерской гладью.
Прорезная гладь
Для данного вида глади контур рисунка обрамляют швом, называемым «вперед иголка». Затем вдоль вышиваемого рисунка делают надрез и обшивают его так: иголка выходит с изнанки и с разреза и вкалывается в ткань с лицевой стороны. В результате получается узкий шов «закрутка».
Цветная гладь
Лучше всего вышивать цветную гладь блестящими нитками, особенно шелковыми. В отличие от белой глади, где делают прямые стежки, в цветной — косые. Такую вышивку выполняют без настила, двусторонней гладью.
Русская гладь
Для этой техники вышивки применяются стежки длиной около семи миллиметров, располагающиеся по прямой нитке (горизонтальной или вертикальной) с промежутком из двух-трёх ниток между ними. Стежки в данном виде глади плотно прилегают друг к другу.
Атласная гладь
Для данной глади лучше всего подойдут мулине или шелковые нити. Чем тоньше нить, тем ровнее ляжет рисунок, поэтому для атласной глади в иглу вдевается только одна нитка. Вышивка особенна тем, что прилегающие стежки не соприкасаются, а накладываются друг на друга. Новый стежок начинается из середины предыдущего: иголка вставляется в его середину с небольшим отступом. Направление стежков подчеркивает форму вышиваемого предмета. Например, при вышивке листка или лепестка стежки направляются по прожилкам. Когда вышиваемая часть начинает закругляться, число стежков должно увеличиваться по линии сгиба, чтобы не получилась длинная прямая линия от края к середине. Вспомогательные стежки вышиваются с края в обратном направлении.
Точно выполненная вышивка создаст глянцевую и равномерную картинку с лицевой стороны ткани, а внутренняя сторона будет иметь беспорядочно расположенные мелкие стежки.
Бельевая гладь
Несколько приемов бельевой глади
Рассмотрим самые распространенные приёмы глажки белья. При любом варианте вышивки рисунок предварительно переносят на ткань.
В центре кружка делается дырочка штопальной иглой, а края обрабатываются катушечной ниткой.
По краю рисунка прокладывается шов «вперед иголкой», затем выполняется настил, а поверх него — гладью.
Вышивку «Цветочек» начинают с приема «дырочка». Затем по контуру цветка выполняется обшивка «вперед иголкой». После этого настилают ткань и шьют каждый лепесток поперечными стежками, которые плотно прилегают друг к другу.
Рисунок переносим на ткань, обшиваем его стебельчатым или гладьевым швом и заполняем так: рабочая нитка, оставаясь на поверхности, накручивается на иголку два раза, потом возвращается в исходную точку. Вкалывая иглу, узелок нужно немного придерживать до прочного закрепления на ткани.
Обводим рисунок по контуру, подобно выполнению приема «Узелок». После этого набиваем всю форму швом «назад иголка», делая стежки небольшими. Заполнение ведется от краёв, паралельно контуру.
Обводим рисунок по краю методом «вперед иголка». Затем выполняется настил. Располагаем его вдоль листика и сверху прокладываем ровные, плотно прилегающие стежки, направление которых противоположно направлению настила.
Листик в форме разреза. Разрез означает, что листик будет разделен на две части. Выполним листик обычным способом: сначала пришиваем край, затем делаем настил. В месте раздела прострочим два параллельных стежка. Сначала заполним целую часть листа, а потом, когда дойдем до места разделительного шва, заполним одну сторону, делая проколы между параллельно расположенными стежками. После того как заполним одну сторону, перейдем ко второй.
Шов «восьмерки» или подкладной шов выполняется мелкими стежками «назад иголка». При каждом стежке рабочая нить перекидывается на изнанке к другому краю. Получается такой же стежок, а затем возвращение назад для второго стежка рядом с первым. На изнанке образуется переплет напоминающий «восьмерки».
Гладьевой валик
Параллельные швы плотно прилегают друг к другу. Валик может быть прямым или с наклоном.
Прямой валик выполняется так: из ткани выдергиваем две горизонтальные нити с отступом в полсантиметра. Вдоль намеченного ряда прошиваем несколько стежков для закрепления нитки. Первый стежок на внешней стороне делается строго вертикально. Все последующие стежки укладываются на расстоянии в одну нить друг от друга, параллельно первому.
Для получения ровного шва нужно накладывать стежки равномерно, не перетягивая нить, но и не делая её слишком свободной.
Техника вышивания гладью
В глади применяют преимущественно растительные орнаменты: образы веточек, цветов или ягод, передаваемые в условном виде.
Ягоды красного цвета гармонируют с листьями коричневого оттенка, а веточки желтого цвета дополняют синие цветы.
При вышивке большой формы длинные стежки нежелательны. Короткие смотрятся предпочтительнее, особенно если сначала выполнить их одним цветом, а затем другим. Выбор цвета — светлого или темного — определяется рисунком. Для плавного перехода от одного цвета к другому иголку нужно вкалывать между уже сделанными стежками, а не в них.
Вышивка может быть выполнена одним цветом, однако форма растения останется неизменной. Можно составить узор из веток с ягодами и цветами. Такой вариант оправдан: сходство с растением будет усилено, а цветовое решение станет более интересным. Освоив простые приемы вышивки, можно попробовать зарисовать понравившееся растение и подобрать цвета ниток.
Узор можно вышивать гладью, козликом, узелками, стебельчатым швом и петельками с прикрепками. Стежки должны соответствовать форме мотива: в лепестках – от края к центру, в листьях – посередине, по направлению жилок. Чтобы все стежки располагались по центру цветка, меняйте их длину: два длинных и один короткий, или наоборот. Вышивать крупные листья лучше краевым гладью.
Стежки разнообразны по длине от края к центру. Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом, мелкие листочки – косой гладью или козликом. Ягоды вышиваются прямой гладью. Для сохранения формы ягод их обметывают швом «вперед иголка». Трава и веточки выполняются стебельчатым швом и петельками с прикрепками. При вышивке веток важно, чтобы листочки располагались под тем же углом к стеблю, что и жилки в листьях, а концы петелек сходятся в одном месте. Сердцевину маленьких цветов можно выполнить узелками.
Некоторые мастерицы создают вышивку гладью с плавным переходом тонов: один цвет незаметно переходит в другой. Такую гладь начинают вышивать с края. Стежки разной длины располагаются по направлению к центру. Одним цветом вышивают примерно половину длины лепестка. Стежки другого цвета постепенно прикрывают ранее выполненные.
Инструменты для вышивания гладью
Для ручного вышивания пригодится: иглы, наперсток, пяльцы, нитки, ножницы, сантиметр, калька и копирка.
ИглаНити для вышивки должны быть короткими и иметь удлиненное ушко.
Наперсток Нужен для продвижения иглы в ткань при обработке краев изделия.
Ножницы Существуют два вида ножниц: большие для работы с тканью и нитками, и маленькие с загнутыми концами для обрезки нитей во время вышивания.
Сантиметровая лента Для расчёта параметров и нанесения рисунков на ткань понадобится этот инструмент.
Калька Рисунок сначала переносят на кальку, а затем с кальки – на ткань.
С помощью копирки Рисунок можно перенести на ткань: предварительно разгладив ее и разложив на ровной поверхности. Калька с узором помещается на ткань и фиксируется булавками с двух сторон, образующих угол кальки. Под кальку кладется копирка жирной стороной к ткани и обводится узор. Для переноса рисунка на светлую ткань используется темная копирка, а на темную – светлая.
Пяльцы Пяльцы поддерживают ткань в натягивании и защищают ее от деформации.
В качестве варианта для рукоделия подойдут круглые пяльцы. Такие состоять из двух колец разного размера, которые помещаются друг в друга.
Ткань для вышивания размещают на меньшем обруче и разглаживают, добиваясь отсутствия перекоса нитей.
Больший обруч устанавливается поверх меньшего, натянув ткань. При работе с тонкой белой тканью на пяльцы кладут кусок ткани с вырезанным в середине кругом, меньше диаметра пялец. Это предохраняет ткань от порван и загрязнений. Более новые пяльцы имеют винт для крепления к столу.
Лучше всего для вышивки использовали. мулинеЭти нитки отличаются прочной краской и яркими, насыщенными цветами. К тому же, достаточно прочны. Можно использовать также шерстяные, штапельные и шелковые нитки.
Кромочку нити отрезают. Для вышивания цветной гладью применяются двойные нити.
В вышивке узелки не создают, а фиксируют нить следующим образом: из пучка отделяют одну ниточку и складывают ее вдвое, чтобы концы сошлись. После этого вдевают в иглу. Фиксация нити на ткани осуществляется с помощью петельки, которую образовала сложенная пополам нитка.
Уход за вышитым изделием
Изделие с вышивкой из легко стираемой ткани можно стирать обычно, но аккуратно обращаясь с рисунком, чтобы не повредить его.
Цветной вышивке требуется бережный уход. Ее нельзя замачивать или кипятить. Стирка выполняется в теплой воде. После стирки изделие ополаскивают холодной водой, аккуратно отжимают и завертывают в махровое полотенце. Гладить нужно только во влажном виде. После глажки вышивку оставляют расправленной до полного остывания.