Съемки: взгляд сблизился с горизонтом

«Так близко к горизонту»: кино 2020 года — интересные детали, исполнители ролей, беседы с Джессикой Кох.

Встретились они на заре взросления, когда чувства и страсть могут победить страх и преодолеть любые трудности. Юные и влюбленные – настоящая любовь с первого взгляда. Но ее существование не будет вечным, и для этого есть серьезные причины… Новую драму «Так близко к горизонту» (2020) расскажет об этой истории; узнайте интересные факты о фильме и актерах, а также подробности интервью с Джессикой Кох, автором оригинального романа.

Время действия

Девяностые

Книга Джессики Кох разворачивается в конце 90-х годов. Кинематографистам было важно перенести действие фильма в ту же эпоху, хотя бы из-за темы СПИДа – в другое время она потеряла бы актуальность. По словам Кристины Лёбберт, реализация визуальной концепции картины сопровождалась множеством сложностей: «Конечно, нам нужно было показать 90-е максимально точно, но мы не хотели превратить фильм в исторический. Нам нужно было передать и современную перспективу. Мы мечтали, чтобы зрители в кинотеатрах ловили себя на мысли:».

«В таком же наряде мы тогда ходили, хотя фильм современный».

Тим Трахте: «Мы не стремились показать историческую эстетику того времени, но воспроизвести атмосферу. Нельзя сказать, что фильм «Так близко к горизонту» связан с какой-то конкретной эпохой». Впрочем, ретро визуальный ряд должен был вызвать ностальгию, тепло и чувство защищенности.

Фильм «Так близко к горизонту» был снят в тёплой цветовой гамме и широкоэкранном формате. Тим Трахте и Фабиан Рёслер, режиссёр и оператор соответственно, заранее выбрали анаморфические линзы.

Трахте говорит: «Широкоэкранный формат идеален для крупного плана персонажей, когда нужно, чтобы оба вошли в кадр. Мы стремились сохранить дистанцию и оставить актёрам достаточно места, чтобы им было комфортно, и не прибегать к обычным штампам».

Трахте и Рёслер предпочли пастельную цветовую гамму с низким контрастом и качеством Touch Technicolor. «Мы не применяли чрезмерно глубокий чёрный цвет, и в результате фильм по цветовой гамме напоминает социальную драму или даже современную сказку», – делится оператор. Помимо анаморфических линз Рёслер использовал фильтры, включая создающие эффект старого потрескавшегося стекла.

Получалось немного размыто, а контраст становился всё мягче, — поясняет Трахте. Тем не менее Трахте и Рёслер предпочли не ограничиваться одним видением во время съемок.

«Мы старались быть максимально близко к актерам, применяя обычные широкоугольные линзы, – рассказывает режиссер. – Наши объективы давали возможность уменьшать фокусное расстояние до полуметра и создавать иллюзию максимального приближения без беспокойства актеров. Особенно это ценно в сценах, где Джессика и Дэнни прижимаются друг к другу или целуются. Мы осознавали, что играть такие сцены непросто актерам, поэтому наши стремления были обоснованы».

Кристина Лёбберт благодарит художника-декоратора Кристиану Крумвиду и её отдел за внимательность к деталям. Благодаря труду этого отдела была создана ярмарка, которая играет важную роль в начале и конце фильма: именно там Джессика и Дэнни знакомятся. Герои встречаются взглядами в тире, а затем оказываются вместе на аттракционе «Гусеница».

«С подготовкой к ярмарке было не всё просто, – улыбается Лёбберт. – Мы долго искали способ снять эти сцены. Арендовать современную ярмарку было невозможно – там было слишком много элементов, которых в 90-е годов ещё не существовало, а менять их без разрешения мы не имели права». В итоге решили построить собственную ярмарку, взяв аттракционы у одной из компаний по аренде старых развлечений. «Мы отобрали некоторые аттракционы, доставили их на место, установили и построили вокруг палатки, – продолжает продюсер. – Фактически несколько ночных смен у нас была своя ярмарка».

Тим Трахте сотрудничал с композитором Майклом Каммом над музыкой к фильму. Камму известен работами над саундтреками фильмов Барана бо Одара. Подбор музыки для фильма был важен для Трахте. Режиссёр считает, что в некоторых декорациях нельзя переборщить с музыкой. Например, когда Джессика и Дэнни оказываются на аттракционе «Гусеница», звучит композиция рок-группы Foreigner. Трахте считает, что она идеально подошла для сцены: соответствует атмосфере происходящего и отличается шармом давно ушедшей эпохи, как и сам аттракцион. В картине есть композиции 90-х годов, но не зацикливались на них. Есть и современные композиции, в том числе написанные специально для фильма. Музыка не должна преобладать над изображением: стихи песни не должны раскрывать сюжет или повторять увиденное зрителем.

Начальные съёмки фильма «Так близко к горизонту» проходили в начале 2018 года. Трахте вспоминает: «Изначально мы искали источники финансирования. Обычно это занимает много времени, однако нам удалось снять фильм осенью того же года. Вся команда, включая спонсоров из Северной Рейн-Вестфалии и Баварии, а также партнёров SevenPictures, стремились к быстрому выходу фильма в широкий прокат». По словам Трахте, 99% фильмов, утверждаемых с такой скоростью – комедии или семейные приключенческие картины.

Съёмки фильма «Так близко к горизонту» проходили с середины сентября по середину ноября 2018 года.

Трахте говорит: «Большую часть сцен снимали в Кёльне и его округе. Несколько дней группа работала в Мюнхене, а затем несколько дней — неподалёку от Лиссабона. Сцены, действие которых происходит в США, сняты в Португалии». Кристина Лёбберт утверждает, что рассматривали идею снимать американские сцены в самом США. «От этой идеи пришлось отказаться – нам пришлось бы потратиться на переговоры, оформление рабочих виз и прочих бумаг. Кроме того, не уложились бы в график, — объясняет продюсер».

Наконец, «Америку» нашли на португальском побережье. В этой стране без труда можно найти различные ландшафты, в том числе – очень похожие на американские, – говорит Лёбберт. Там были и вечнозелёные леса, и очаровательные Скалистые горы, и огромные пляжи, и утёсы… и всё это располагалось рядом! По мнению продюсера, финальные съёмки в Португалии лучше всего отражали всю работу над фильмом: «Мы все сдружились, погода была фантастической. Наблюдая за сценами по мониторам, я не могла скрыть слез и вынуждена была прятаться за дюнами, чтобы их не увидели коллеги. Это было очень трогательно».

Горькая сладость эмоций

В фильме «Так близко к горизонту» главной героиней стала любовь. Фильм говорит о том, что от любви никогда не следует отказывать, ведь она возвышает и всегда найдется место для нее в сердце, даже если длится недолго.

«Хочу видеть, как зрители вытирают слезы в финале фильма, потому что наша картина тронула сердца. Но хочется верить, что зрители поймут: Джессика приняла верное решение, и лучшая жизнь ждёт её впереди. Рискнувший по полю любви, зная, что любовь не будет вечной, этот урок принес ей пользу. Теперь она сможет жить счастливо, ощущая свою силу. Надеюсь, зрители это почувствуют и выйдут из кинозала бодрее».

Ариан Шрёдер полагает, что зрителей по большей части составят женщины: «Ограничений по возрасту нет никаких. Эта история любви универсальна и сможет тронуть сердца многих людей. Хотя главные герои ещё очень молоды, их судьбы будут небезразличны и более старшим зритеям. Фильм «Так близко к горизонту» без сомнения понравится всем, кто любит трогательные мелодрамы».

Луна Ведлер считает, что желала бы видеть больше подобных историй.

Это сама жизнь! События фильма вполне могли произойти с каждым в реальности. Это замечательная история любви, которая учит быть сильными. Такие истории нужны – те, где говорится о силе любви и придают сил. Янник Шуманн добавляет: «Хочу, чтобы зрители рыдали, чтобы заразились этой любовью. Картина показывает, что нужно быть благодарными за то время, которое можем провести с любимыми. Потому что никто не сможет забрать это время».

Интервью с Джессикой Кох

– «Так близко к горизонту» — это ваше первое произведение, и оно очень поразительно. Что побудило вас так долго работать над этим рассказом?

– История возникла из любопытства пятнадцать лет назад. Ей отправили рукопись издателям, получила положительный отзыв. Затем передумала публиковать и сожгла её.
Всё оставила в прошлом, хотя никогда не забывала. Много лет спустя с мужем заговорили о прошлом. Джессика призналась, что когда-то описала события из жизни в романе. Рассказала ему сюжет, настолько личный, что даже муж об этом не знал. Тема не была закрыта одним разговором, возвращались к ней на протяжении недели. В итоге муж заявил: «Знаешь, Джессика… Тебе нужно написать эту книгу ещё раз!» В голове у неё всё с трудом укладывалось. Растеряла запал и сомневалась в том, что сможет закончить, даже если начнёт. Особенно учитывая новорождённого сына.

Устранив сомнения, взяла блокнот и карандаш, и начала писать где-то с середины истории. Хронологию не соблюдала, просто взяла сцену из головы и начала описывать её, указав дату. Работа продолжалась без остановки. Блокнот с карандашом не покидали руки ни днём, ни ночью. В итоге закончила несколько сцен и напечатала всё на компьютере. Книгу закончила за восемь недель.

– Было ли у вас желание сразу же найти издателя?

В первую очередь я дала книгу мужу. Он был впечатлён и убедил меня искать издателя. Я скептически относилась к этой идее: изучив интернет-рынок издательства, была разочарована отзывами о шансах дебютных романов. События в книге основывались на личном опыте, шансы были минимальны. У меня не было ни литературного образования, ни публикаций. Практически смирилась с тем, что книгу не примут. Муж не сдался и посоветовал связаться с агентством. Я согласилась, но решила ограничиться пятью. Сейчас понимаю, как наивна была – позднее узнала, что авторы обычно рассылают свои произведения в более 100 агентств. Я этого не знала. Выбрала пять наугад и получила ответ быстро. Четыре из пяти агентств предложили контракт сразу.

– Почему вы выбрали именно литературное агентство Тима Рорера?

Я прочитала на сайте следующее: «Если вы не уверены, что мы примем вашу книгу, то не стоит её присылать». Мне понравилось дерзкое высказывание. Я была на 100% уверена в своей истории и решила, что если она не понравится Тиму Рореру, то никому не понравится. Его агентство было первым, с которым я связалась. Появилось ощущение, что это хороший знак. Когда мы узнали друг друга получше, стало ясно, что мы сработаемся.

После выхода книги «Так близко к горизонту» в издательстве Feuerwerke Verlag все изменилось…

– У меня нечего сравнить. Когда книга стала популярнее, это удивило меня. Было неожиданно, предсказать такое заранее невозможно. Я сказала агенту сразу же после начала нашего сотрудничества, что буду счастлива, если книгу прочитают два тысячи человек… В итоге читателей оказалось больше.

– Как вы отреагировали, когда книга достигла пика популярности и предложили снять по ней фильм?

Мой агент морально подготовил меня к возможному экранизированию моей истории. Он видел потенциал в книге «Так близко к горизонту» и предлагал её различным киностудиям. Как и многие писатели, я не верила, что это произойдёт на самом деле. Даже когда появились первые серьёзные запросы на права на экранизацию, я всё ещё не верила, поскольку предложение контракта ещё не означает съёмки фильма. Может случиться всё что угодно. Но когда мы подписали контракт с компанией Studiocanal, я потеряла дар речи от того, что это всё же случилось.

Как проходили первые беседы с продюсерами? Что Вы думаете о Изабель Хунд и Кристине Лёбберт?

Во время первоначальных встреч с Изабель и Кристиной удалось быстро найти общий язык. Со мной и агентом Тимом Рорером складывалось ощущение, что продюсеры относятся к проекту с теплотой и искренним интересом. Также нам было ясно, что съёмки будут проводиться с учётом наших желаний.

Было трудно отпускать свою книгу в руки других?

Книга никуда не исчезла. Фильм лишь основан на оригинальном материале. Я считаю, что книга и фильм различны, как два независимых произведения. Это было крайне важно для меня, поскольку я неразрывно связана с сюжетом, пережила всё это, фактически это моя история. Поэтому мне пришлось постараться дистанцироваться от экранизации и взглянуть на неё непредвзято – как на самостоятельный фильм. Я также заявила продюсерам, что нет необходимости подбирать актёров по моему вкусу и в точности соответствовать моим воспоминаниям. Это неправильно. Разумеется, мне было важно, чтобы персонажи истории сохранили свои характеры. Но, как я уже упоминала ранее, я была достаточно уверена в своей книге, чтобы передать её другим людям и не чувствовать беспокойства.

– Были ли у вас требования к экранизации?

Безусловно, были. Было важно сохранить атмосферу истории и ключевые темы сюжета. История повествует о том, что вещи и события не всегда такими кажутся на первый взгляд. Общество привыкло к поверхностному мышлению и часто судит по обложке. лишь немногие пытаются понять истинную суть вопроса. «Так близко к горизонту» показывает, что необходимо присмотреться внимательнее и отказываться от стереотипов.

Расскажите, как проходила работа с автором сценария Ариан Шрёдер.

Ариан отправляла мне каждую версию сценария. Всего прочитала пять вариантов. В ходе продолжительных разговоров мы обсуждали все детали, Ариан подчеркивала важность моего мнения о её работе. Сценарий кардинально отличался от книги. Если честно, я с трудом соотносила собственные воспоминания с картинками, описанными в сценарии. Мне пришлось читать его как самостоятельное произведение. Повезло познакомиться со всеми актерами заранее, во время читок сценария. Кроме того, видела видеозаписи проб, где Луна и Янник играли в одной сцене. Читая сценарий, представляла конкретных актёров, поэтому картинки в моём воображении становились всё чётче.

Что вы думаете о режиссере Тимом Трахте?

Я немного нервничала перед нашей первой встречей с Тимом. По какой-то причине представляла серьёзного бизнесмена, всегда добивающегося целей и не прислушивающегося к чужому мнению. Вместо этого встретила добросердечного человека, честно и искренне заинтересованного историей Дэнни. Тим изучил её и был очень внимателен к мелочам. Хотел знать всё: о характере Дэнни, о его музыкальных предпочтениях в то время. В фильме появятся моменты, добавленные специально для читателей книги.

Какое ваше мнение о кастинге Луны Ведлер на роль Янника Шумана, а также Яники Шуманн и Луизы Бефорт?

Первые снимки Янника и Луны вызвали во мне живой интерес, но я всё ещё относилась к этой идее с осторожностью. Всё переменилось, когда я увидела видеопробы. Встретившись с актёрами лично, я убедилась, что лучших кандидатур не найти. Что Луиза идеально подойдёт на свою роль, я поняла практически сразу по фотографиям. Я встретилась с ней спустя несколько дней, и наша встреча лишь подтвердила мою уверенность. Мне было приятно, что Янник не слишком похож на настоящего Дэнни, что, впрочем, было бы невозможно. Если бы сходство было сильным, боюсь, в какой-то момент мои воспоминания могли бы размыться. В конечном итоге я была рада, что роль досталась именно Яннику. Хотя, если честно, никогда прежде не подумала, что скажу: «Да, он подходит!».

Советы давали ли вы Луне Ведлер и остальным артистам?

Трио актёров, исполнивших главные роли в фильме, полностью отдались работе. Янник спрашивал, можно ли ему посмотреть фотографии своего прототипа. Я помню, как он стоял перед рестораном в Мюнхене и сравнивал цвет своих глаз с цветом глаз Дэнни. Это было необычно. Янник отрастил длинные волосы, такие же, как у его героя. С Луной мы обсуждали мысли и соображения во время перерывов между дублями. Ей важно было знать, насколько правдоподобно она играет, нужно ли что-то менять. Но ей ничего не требовалось менять. Она сыграла свою роль идеально! Луиза задавала мне бесконечные вопросы: какие туфли носила Тина? В какую одежду одевалась? Правдоподобны ли её шрамы? Она полностью погрузилась в образ своей героини. Один момент меня по-настоящему поразил: Луиза настояла, чтобы декораторы убрали красный ковёр из детской, потому что красный цвет для Тины ассоциируется с неприятными воспоминаниями.

Что вы запомнили из съёмок фильма?

– Только самые лучшие! Чувство было невероятным, когда я видела декорации: сцены оживали у меня на глазах, превращаясь в фильм. Все очень заботились обо мне, несмотря на то, что я появлялась на площадке со своим ребёнком и превращала работу в хаос. Мне дали возможность посидеть перед камерой во время сцен с боксом, хотя приходилось постоянно отлучаться к малышу, которому к тому времени исполнилось всего два месяца.

Какие чувства испытали, увидев кино на большом экране?

Конечно, я волновалась и старалась смотреть фильм объективно. Боялась, что к концу может возникнуть чувство грусти или разочарования из-за излишнего пафоса, будто диалоги кажутся неестественными. Но в картине не было ни намека на безвкусицу! Фильм получился необычным, артисты отлично исполнили роли. Честно говоря, могла бы смотреть его ещё и ещё раз! Не хотелось уходить из кинотеатра, словно путешествовала в другой мир.

– Ждали ли вы каких-то особых сцен?

Я ждала этого момента, не одну сцену. Мне хотелось увидеть, как Дэнни рассказывает Джессике о ВИЧ. Конечно, я читала сценарий и знала исходную историю. Но эта сцена оказалась иной, чем в тексте, и мне показалось, что в фильме всё получилось лучше. Она была совершенно другой – более эмоциональной, более реалистичной! Я искренне благодарна Тиму Трахте за такой трепетный подход к материалу.

– Каковы ваши ожидания от фильма?

Надеюсь, фильм тронет сердца зрителей, не погружая их в депрессию. Хочется верить, что все поймут важные сообщения, которые заложены в сюжете. Ничто не истинно с первого взгляда, и каждый заслуживает внимания. Зрители должны понять драму, преследующую Дэнни и Тину на протяжении всей жизни, как они расплачиваются за то, в чём нет их вины. Важно увидеть, что внутри они – замечательные люди!