Дислексия: проблема или дар?

Что делать с ребёнком, кому проще рисовать, чем писать буквы и слова?

Если ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги или «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Отстает от сверстников? Не делайте поспешных выводов и не предрекайте ему будущее. Возможно, ему нужен особый подход.

Ранее таких детей считали лентяями и неуспевающими учениками, родителей винили за недостаточное внимание к ребенку. Однако практика демонстрирует: никакие занятия с репетиторами и принудительное запоминание не приводят к результатам, если у ребенка дислексия.

123RF/racorn

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили западные специалисты. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в более благоприятном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, а также разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Европейская ассоциация дислексии, учрежденная в 1987 году в Брюсселе, представляет интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО. В нашей стране пока отсутствуют не только законодательная база и специальные классы, но и достоверная информация о дислексии распространена недостаточно широко. При этом исследования показывают, что каждый десятый житель планеты — дислексик, и эта проблема касается огромного количества людей.

Дислексия: проблема или дар?

ДислексияДислексия — избирательное нарушение навыка чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, согласно Википедии. Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Ее иногда называют болезнью творческих личностей, даже гениев, потому что среди имеющих дислексию много известных людей. Например, Уолт Дисней, которому было очень трудно давать автографы. Джейми ОливерПовар-прославленный, бывший двоечник из британской глубинки. Ричард Бренсон, выгнанный в шестнадцать лет из школы, автором девяти книг мотивационного содержания. Том Круз, звезда Голливуда, читающий контракты по слогам до сих пор.

123RF/mikewaters

Леонардо да Винчи, Андерсен, Эдисон и Эйнштейн, подарившие человечеству гениальные открытия и шедевры, были дислексиками.

Дислексия — особенный способ восприятия мира, который даёт возможность мыслить нестандартно, видеть, понимать и анализировать информацию по-новому.

Человек обычно думает прежде всего словами, а дислексик воспринимает мир главным образом образами, из разных точек зрения. ему легче нарисовать, чем написать букву или слово.

По этой причине возникают трудности с чтением: при взгляде на букву дислексик воспринимает её многогранно, будто в движении. Представьте попытку прочтения текста, где буквы перемещаются хаотично!

Человек с обычным зрением запоминает этот мир, а человек с дислексией его воображает. Это позволяет ему находить новые решения там, где другие предпочитают старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм.
Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто методично внедряет его в жизнь.

123RF/Inara Prusakova

Признаки дислексии

Дислексия проявляется в чтении, письме и произношении звуков.

Обращайте внимание на такие знаки, которые может проявлять ваш ребёнок:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Говорит о боли в голове после прочтения.
  • Во время чтения опускает слова и части текстов.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При выполнении математических задач меняет положение цифр.
  • Любой повод служит ему для избежания выполнения домашних заданий.

123RF/ Hanna Bondar

Обнаружив подобные симптомы, следует срочно обратиться к нейропсихологу или логопеду для проведения диагностики. Такое действие окажет благоприятное воздействие как на ребенка, так и на его окружение, а также способно разрешить множество трудностей, возникающих в процессе школьного обучения.

Не пренебрегайте диагнозом, не отвергайте его. Поразмыслите над тем, что, хотя это кажется странным, вам повезло, и у вашего ребёнка… особые творческие способностиМожет быть, ему суждено стать известным художником, писателем или артистом? Для того чтобы ребенок с дислексией раскрыл свой потенциал, необходимо пересмотреть систему образования.

Где помогут

В 2016 году дочь директора Эрмитажа Михаила Пиотровского Мария Пиотровская создала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. По её словам, цель Ассоциации — информировать людей о дислексии: сделать так, чтобы слово «дислексия» перестало быть пугающим, а люди понимали, что это особенность восприятия, требующая особого педагогического подхода. Чем раньше диагностируется дислексия, тем лучше.

Ассоциация стремится предоставить детям возможность получения качественного фундаментального образования в России, а также поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией были разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре функционирует центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации по выбору занятий для ребенка. Вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»