Вопрос о призыве к поведению ребёнка

Современные подходы к воспитанию предполагают исключительно вежливые методы корректировки поведения и строго запрещают любое физическое насилие. Метод помещения ребенка в угол как инструмента воспитания вызывает разногласия. Стоит рассмотреть, какие доводы приводят сторонники и противники такого метода, есть ли положительные стороны и возможно ли воспитывать ребенком таким способом.

За и против наказания «углом»

Дискуссии о влиянии отсидки для детей ведут психологи, психиатры, педагоги и детские неврологи. Часть специалистов считает ограничение движений ребенка опасным и предсказывает потенциальные проблемы в психическом развитии. Другие же убеждены, что это действенный метод воспитания, который уважительно относится к ребёнку.

Итак, основные аргументы За:

  • Харче кнутом лучше заменить на более гуманные методы, например, поставить ребёнка в угол.
  • Эффективность метода заключается в том, что для ребёнка ограничения в движении представляют собой сложную задачу, и, столкнувшись с таким испытанием, ребёнок стремится его избежать в будущем, закрепляя тем самым условный рефлекс.

Мнения Против:

  • Негуманность метода. Несмотря на отсутствие физического насилия, многие психологи считают его жестоким, так как вынуждение ребенка стоять лицом к стене, упершись в неё, может быть унизительным и постыдным для него. Это может привести к низкой самооценке и нестабильному эмоциональному поведению.
  • Некоторые возражают против угла, считая, что ребёнок не осознаёт смысла наказания.

Что говорит наука

В американских семьях психологи вели наблюдения за группами, разделенными на три категории.

  1. В первый период на ошибку ребёнка отвечали исключительно словом – разъясняли проступок, договаривались о поступках в дальнейшем.
  2. Вторую группу родителей характеризовали поиском взаимовыгодных решений во время разрешения разногласий.
  3. Третья группа подвергалась наказанию в виде исключения из общества — ребенка помещали на стул в уголок или отводили в другое помещение.

Испытания выявили эффективность первых двух методов при непослушании или капризах. При конфликте или истерике компромиссы и доводы оказывались бесполезны. Метод исключения ребенка из конфликтной обстановки же действовал превосходно. Информация отсутствует, ребенок имеет возможность взять под контроль эмоции и успокоиться.

Исследования показывают, что для непослушного ребёнка, потерявшего внимание и не отвечающего на тихий разговор, «угол» может быть более эффективным, чем крик родителей или физические наказания.

Как же правильно ставить в угол

Первое правило пригодится для непослушных, драчущихся или шумных детей.

Место

Термин «угол» обозначает широкий круг мест для наказания: это может быть угол в комнате, стул где угодно, комната без людей или даже скамейка в парке, если нарушитель завел беспорядки на улице.

Место должно быть максимально однообразным: ни игрушек, ни книг, ни друзей, ни родных рядом. В некоторых детских садах в этих комнатах развешивают печальные смайлики, чтобы дети понимали тяжесть своего поступка.

Время

В данном случае действует строгий порядок действий. Длительность наказания в минутах должна соответствовать возрасту ребенка в годах. Например, трехлетнему ребенку дают три минуты, а десятилетнему – десять минут. Если по прошествии указанного времени ребенок сохраняет агрессивное поведение, можно продлить наказание еще на половину первоначального срока.

Часовые мотания в углу недопустимы — это бесчеловечно и бессмысленно.

Подготовка к наказанию

Перед применением метода важно рассказать ребенку о правилах и назначении угла.

Правило 1Представьте в трёх-пяти действиях конкретные проступки: кусает, драка, метание предметов, причинение вреда сестре.

Правило 2Ребенку сообщают о причине наказания: его уводят в уголок для размышлений над содеянным в спокойной обстановке.
Важно понимать: не своё поведение в целом, а конкретный поступок, кто от него пострадал или получил вред.

Наказание призвано убрать ребенка из ситуации конфликта, поместив его в безразличную обстановку для восстановления спокойствия. Должен ли ребенок раскаиваться в своем поведении во время такого «насилия»?

Правило 3Согласование времени прохождения задания. Немедленно сообщите ребёнку о том, что в углу он останется до того, как стрелка часов изменит своё положение установленное число раз.

Правило 4Когда малыш отсидит назначенное время и успокоится, нужно поговорить о том, за какой поступок получил наказание, как ему сейчас себя ощущает. Похвалите за терпение и ещё раз объясните правила на будущее.

Процесс наказания

Есть ещё несколько обязательных пунктов, чтобы наказание не показалось мнимым. Рассмотрим их список.

  • После проступка из перечисленного ребенку следует наказание сразу же. Нельзя наказывать вечером или через час – связь между поступком и наказанием останется для ребенка неясной, даже при подробных объяснениях.
  • Сохраняйте спокойствие. Нет криков, ругательств или побоев. Объясните уверенно, что произойдёт: куда и на сколько времени вас отведёшь малыш, и зачем это нужно.
  • Не будем идти на уступки. Если угроза наказания вызывает слезы или новую истерику, будьте последовательны и выполняйте договоренности. Не путайте проявленную твердость с жестокостью. Объясните ребенку максимально спокойно и дружелюбно, что от наказания нельзя уйти и оно скоро закончится.
  • Наблюдать за поведением ребенка важно. Сама позиция в углу не должна быть развлечением. Если ребенок повернется или уйдет из угла, нужно спокойно и настойчиво возвращать его обратно, напоминая о заслуженном наказании и показывая на часах время окончания срока. Можно использовать звуковой таймер.

Ребенку нужны определённые границы или правила, которые являются семейным законом. Как и любой закон, может быть нарушен под влиянием эмоций. Важно быть последовательными в намерениях и выполнять договоренности. Удаление ребенка в угол в качестве наказания, если это сделано без жестокости, ругани и физического насилия, может быть эффективным методом воспитания.