Первый урок для учителя — не менее волнительное событие, чем подобный опыт у ребёнка. Вопросы дисциплины в классе волнуют не только молодых педагогов, но и преподавателей с опытом работы. От поведения детей на уроке зависит не только степень усвоения материала, но и дальнейший контакт с учителем. Мнение о том, что поведение учеников зависит от того, нравится ли им предмет, ошибочно. На самом деле причина в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учащихся.
Для подбора оптимальной методики обучения необходимо принимать во внимание возрастные характеристики учащихся: известно, что наиболее сложным периодом является пубертат, когда малейшие неудачи могут спровоцировать эмоциональный кризис.
- Младшие школьники быстро теряют внимание, поэтому важно постоянно искать способы удерживать интерес детей.
- Подростки верят, что обладают собственным мнением по всем вопросам и хорошо разбираются в том, какие предметы необходимы им.
Образ идеального учителя для детей
Начинающий педагог должен с самого начала устанавливать себя как авторитет и определять правила взаимодействия с детьми. Неуверенность, стремление угодить всем и терпимость к неуважению приведут к отсутствию дисциплины в классе, что помешает обучению учеников.
Сначала следует сформировать личный имидж и следовать его главным характеристикам.
- Обращаться с детьми вежливо, разговаривать спокойно и улыбаться.
- Сделать материал интересным для детей.
- Важно точно определить длительность занятия, логично представлять информацию, сочетая теоретические объяснения с практикой.
- Попытаться связаться с каждым ребёнком, обращаться к нему по имени и привлекать его к диалогу.
- Внедрять нетрадиционные подходы к обучению, сделать занятие более увлекательным.
- Не допускать разговоров детей, криков, реакций на нарушения и обращать внимание на проявления.
Подобный учительский портрет принесёт несколько следствий.
Дети заинтересуются уроком и новой темой, с удовольствием узнавая информацию.
Во-вторых, ученики увидят авторитет учителя и поймут, что вести себя нужно осторожно, тихо, не вызывая гнева учителя. В дальнейшем этот образ нужно поддерживать и укреплять, тогда дисциплина на уроке будет формироваться сама собой.
Что делать, если дисциплина нарушена
В младших классах поведение учеников похоже на снежный ком: если один начинает отвлекаться и шуметь, остальные подхватывают его пример, и в классе через несколько минут раздаётся шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя теряются в такой ситуации, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, что ещё больше ухудшает обстановку. Продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях также невозможно.
Для тишины и порядка важно соблюдать некоторые правила.
- Нужно постоянно общаться с детьми и замечать каждое их отклонение от темы беседы. Если кто-то из них потеряет нить разговора, отвлечется или начнет обращаться к другим ребятам, можно его привлечь вопросом, просьбой выйти к доске.
- Если «снежный ком» не удалось остановить в самом начале, дети начинают шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать и выждать паузу. Такой прием обычно срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при внимании и соблюдении тишины.
- Дети – люди, достойные уважения. С первого дня важно продемонстрировать им это, ценить их стремления и достижения, не обходить вниманием никого из них. Уважение к ученикам приходит взаимно.
Маленькие хитрости опытных учителей
Опыт позволяет учителям лучше вести уроки и управлять классом. Новые педагоги могут учиться у опытных коллег и избегать типичных ошибок в общении с учениками.
Многие опытные педагоги с первых занятий стремятся выяснить, кто в классе является «заводилой». Обычно это самый шумный и энергичный ученик, которому многие другие смотрят с восхищением и готовы поддержать, если он начнёт хулиганить. Определив такого ученика или даже несколько, опытный учитель старается постоянно контролировать его внимание и умеет задействовать его в уроке, чтобы у него не оставалось времени и желания на отвлечения.
Чтобы привлечь внимание ребят, учитель может перемещаться по классу во время объяснения нового материала или контроля самостоятельной работы.
Применение обычных предметов и необычных приемов подачи информации уже длительное время assists многим преподавателям не просто удерживать внимание учащихся и устанавливать порядок, а также более ясно представлять новую информацию.
Для организации дисциплины на уроке необходимо понимать детей и их потребности. Это значит разобраться в том, чем живут, что их волнует, и как их заинтересовать в любом возрасте. В этом хороших педагогов отличают от обычных — умением находить общий язык с любыми учениками.