У ребенка проблемы с произношением буквы «р».

Часто родители беспокоятся, когда ребенок плохо произносит букву «р», ведь это может проявляться в картавости речи. Мамы и папы стремятся оперативно устранить проблему. Не так много малышей сразу начинают говорить без каких-либо трудностей.

Первые признаки нарушения

Ребята начинают говорить с года. Это ещё не полноценная речь, больше набор звуков и отдельные слова. Всё же, в речи малышей можно заметить некоторые расстройства. Родителям не нужно раньше времени беспокоиться и принимать резкие меры. Пока ребёнку нет 5 лет, это обычное явление. Если малыш не может выразить свои мысли, молчит — это повод обратиться к врачу.

Если ребёнку шесть лет, а изменений нет, то родителям можно помочь ему правильно произносить буквы и слова.

Чаще всего у маленьких детей не получается произносить букву «р» по причине физиологических особенностей. К примеру, неправильно сформированный кончик языка – редкое явление. Причиной может стать неправильный прикус или слабое развитие мышц рта. Также проблемой может оказаться короткая уздечка языка. Если родители обнаружили один из этих недостатков, стоит обратиться к логопеду или стоматологу. Такие нарушения необходимо исправлять обязательно.

Если причина проблемы, например, в некорректно сформированном кончике языка.

Если ребёнок не говорит букву «р» из-за неправильного прикуса, требуется хирургическое вмешательство. Процедура непростая, но затратная.

После неё большая часть детей почти моментально начинает говорить всеми звуками без затруднений и произносить буквы.

Специальные курсы становятся не обязательными, если дефект речи исправят своевременно. В противном случае картавость сохранится и доставит неудобства во взрослом возрасте.

Как проводить упражнения

Если родителям показалось, что ребёнку пять лет, а звук «р» не получается или заменяется другим звуком, то можно заниматься с ним дома.

  1. Ребенку полезно смотреть на себя в зеркало во время упражнений.
  2. Вначале нужно выполнить упражнения, которые подготовит язык.
  3. Во время гимнастики малыш следует удобно устроиться, сохранив прямую спину.
  4. В зеркале ребёнок должен видеть себя и родителя, который вместе с ним будет произносить буквы.
  5. Для достижения успеха понадобится усердие. В день требуется тратить не менее пятнадцати минут на тренировки.
  6. Прежде чем приступать к занятиям, родителям нужно освоить упражнения самостоятельно.
  7. Перед началом гимнастики нужно ребёнку объяснить, какие органы задействованы в упражнениях и где
    эти органы находятся.
  8. Ускоряйте исполнение упражнений с каждым разом. Сначала медленнее произнесите буквы, а потом всё быстрее.
  9. Если малыш не справляется, лучше воздержаться от гнева. Ему нужно время, и всё наладится.
  10. Для заинтересованности детей подобными упражнениями можно сочинять увлекательные истории. Также в гимнастике полезно использовать любимые игрушки малышей.

Полезные занятия

  1. Ребенок смотрит в зеркало с открытым ртом. Надо ему показать, как правильно кончик языка должен соприкасаться с верхним небом. В таком положении нужно держать язык десять секунд, потом можно расслабиться. Эту тренировку надо делать пять раз.
  2. Откусите кончик языка и оставьте губы открытыми. Держитесь так несколько секунд. Повторяйте упражнение десять раз в день.
  3. По касательной язык касается передней части нёба, слегка надавливая. В это же время произносится звук «Д».
  4. Тренируемся издавать звуки лошади во время скачки или цокота копыт. Можно заниматься с ребёнком. Иногда меняем скорость произношения: сначала быстро, как будто лошадь мчится, потом медленно.
  5. Повторяйте следующее упражнение десять раз: делайте резкие щелчки языком, проводя кончиком по верхнему небу. После каждой серии движений возвращайтесь к спокойному состоянию.
  6. Ребенок касается кончиком языка сначала верхней, потом нижней челюсти. Для этого используется зеркало, чтобы видеть процесс. Губы должны быть открытыми. Упражнение повторяют по 10 раз ежедневно.

Простая гимнастика займёт немного времени. Чтобы привлечь внимание ребёнка, нужно организовать игру и чаще повторять буквы.

С ребёнком можно прочитать скороговорки с ударением на букву «р». Родитель сначала сам прочтет их вслух, а потом вместе с малышом. Если малыш почувствует, что ему это удаётся, то и самостоятельно будет произносить эти скороговорки с удовольствием.

Будет стараться продемонстрировать родителям полученные навыки и успехи. Родителям следует помнить похвалить ребёнка.
Это мотивирует его к дальнейшим занятиям – и для пользы, и для удовольствия.

Другие методы

В любом случае важно вовремя принимать меры. То же относится к ситуации, когда ребенок полноценно не произносит букву «р». Определить проблему сможет только логопед. Если малыш не произносит букву «р», достаточно нескольких занятий с квалифицированным специалистом для исправления ситуации.

При неправильном развитии малышу потребуется не менее полугода для исправления проблемы. Например, при дефектах, связанных с языковой уздечкой, логопед расскажет о упражнениях для её растяжения.

Любящая и заботливая семейная обстановка способствует правильному развитию речи у детей.