Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Чтение – это лучшее учение!». Родители часто не понимают, что малышам нужно читать с самого рождения. Чтение помогает развиваться, это не только увлечение, но и развитие детской фантазии. С помощью чтения можно воспитать в ребенке доброго человека.
Чтение для самых маленьких
Чтение для младенцев – не бесполезная трата времени. Это способ общения с ним. С помощью таких методов малыши учатся говорить. Даже самый маленький может различить интонацию родителей. Можно читать сказки или стихи, а также петь песни. Есть несколько рекомендаций по правильному произношению слов и предложений:
- Для выразительного чтения текста необходимы эмоциональность, четкое произношение, изменение тональности и темпа речи.
- Можно руками изображать описанные в тексте действия. К примеру, танцевать под песню про медведя или рычать, как тигр.
- Если ребёнку стало скучно читать, не заставляйте продолжать. Дайте ему отдохнуть от книги ненадолго.
- Детям можно читать рифмованные стихи о живых существах и мире.
Для каждого найдется любимая история из множества доступных книг.
- «Игрушки» от Агнии Барто.
- Бергельсоном написана книга «Ура для комара».
- «Стихи для детей», написанные Благининой Е.
- «Песенки Винни-Пуха», что написал Заходер Б.
Читаем с детьми от 2 до 4 лет
В три года малыш понимает все слова взрослого. Живо интересуется всем окружающим. С большим удовольствием и старанием повторяет за родителями. Поэтому в этот период можно перейти к более серьезному чтению со смыслом.
- Если ребёнок в процессе чтения отвлеклся или заснул, маме следует начать читать заново. Дети в этом возрасте малы и не могут запоминать отдельные моменты, не говоря уже о целых текстах.
- Если ребёнок просит почитать одну и ту же историю многократно, не стоит пренебрегать этим желанием. Такое поведение может способствовать развитию у него чувства повторения. Ребёнок сможет легче запоминать стихи и пересказывать истории.
- Не нужно беспокоиться, если текст содержит слова, которые малыш еще не знает. Сразу может показаться, что ему ничего не понятно. Но дети усваивают гораздо больше, чем думают их родители. Для развития речи ребенку нужны новые слова.
Лучше всего подойдут истории с несколькими событиями, разворачивающимися одна за другой. Можно читать стихи из четырнадцатистиший или загадки. Вот пример списка книг, которые могут заинтересовать ребёнка:
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
- Ершов П. «Конек-Горбунок».
- Заходер Б. «Мишка-Топтыжка».
- Kipling Р. «Книга джунглей», «В Амазонки».
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки».
Чтение с детьми от 4 до 6 лет
Если малыш в своем возрасте не проявляет большого интереса к книгам, не стоит раньше времени огорчаться. Впереди еще много возможностей познакомиться с положительными сторонами интересного чтения. Для этого существуют полезные советы о том, как правильно читать книги с детьми в три года.
- В этот период развития дети уже чётко различат речь и интонацию. Хорошо усваивают текст, который читает родитель.
- Ребенок увлечен меньше сказочными историями. Однако стоит по-прежнему ему их читать. Так он запомнит больше деталей.
- Можно выбирать тексты с заголовками. Без них текст лучше разделить на небольшие части самостоятельно. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Можно проводить эксперименты: отложить книгу в самый интересный момент. Если у малыша появится интерес узнать, что дальше, он обязательно продолжит читать книгу.
В этом возрасте хорошо читать романы с приключениями, поучительные — с интересом.
Можно читать истории о предстоящих событиях, например, о Новом году и приходе Деда Мороза в этот праздник к детям.
Что почитать детям школьного возраста
В этот период состав чтения определяют не только родители, но и первый учитель. Можно вовлечь ребенка в выбор книг, например, назначить день для посещения магазина и приобрести издания по его желанию.
Дети на данном этапе развития с интересом читают самостоятельно. Можно привлекать их не только сказками, но и баснями.
Школьные задания могут превратиться в наказание для ребенка. У него не возникнет желания читать по принуждению. Родители должны хвалить школьника, чтобы у него появилась мотивация к чтению. Теперь ему можно читать разные истории с сложными предложениями и сюжетами. Среди них:
- Барри Дж. «Питер Пэн».
- Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король».
- Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика».
- Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».
- «Приключения капитана Врунгеля» от Некрасова А.
- «Городок в табакерке» от Одоевского В.
- Произведения «Крабат» и «Маленькая Баба Яга» принадлежат перу О.Пройслера.