Женщины и детки: почему материнство не всегда остается на первом месте.

В разговорной речи «кукушкой» называют женщину, оставшую детей на попечение других или вовсе бросившую их. Многие считают, что так поступают только люди из неблагополучных семей, однако таковые случаи встречаются и в благополучных семьях.

Кукушка — птица, которая откладывает яйца в гнезда других птиц. Так же называют женщин, которые оставили детей на попечение родственников, друзей или вовсе бросили их. Многие считают, что так поступают только люди из неблагополучных семей, которые сами воспитывались в трудных условиях. Но и в благополучных семьях случаются «кукушки».

Жанна окончила эстрадно-джазовой факультет. Петь она всегда хотела, уже на втором курсе появилась собственная группа, гастроли, поездки, ночные клубы. Часто влюблялась. На четвёртом курсе объектом её страсти стал гитарист группы по имени Иван. По словам Жанны, он такой сильной любви к ней не питал. Однако Жанне хотелось, чтобы всё было так, как она себе это представляла — свадьба, «жить долго и счастливо», совместное творчество. Со свадьбой получилось. Ей казалось естественным сразу завести ребенка. Отец из него был посредственный: часто уходил по ночам, объясняя отлучки работой (частично, может быть, так и было), Жанна рвалась за ним, ребенка оставляла на мать. На шестом году жизни маленькой Нади брак их дал трещину. «Ну конечно! — сказала мать Жанны. — С чего ему быть хорошим мужем? Ни нормального дома, да и что такое одна дочка? Ты бы ему мальчика родила…» И Жанна родила. Иван поначалу стал проявлять больше интереса к детям. Но проблемы супругов никуда не исчезли. Наоборот, они всё усугублялись. Не выдержали оба — каждый стал изменять, появились фактически другие семьи. И ни одной из новых семей маленькие дети не были нужны. Родителей им заменили бабушка с дедушкой. А Жанна приезжает по выходным, да и то когда не поёт.

Поведение женщин, когда они оставляют детей, вызывает осуждение у большинства людей. Но каковы истинные причины такого поступка?

В исторических повествованиях встречаются два мотивирующих фактора. Один из них – брак по желанию женщины.

Ее главное желание — завладеть мужчиной, удержать его любыми путями. Все ее действия направлены на то, чтобы показать ему свою важность. В результате ребенок превращается из желаемого чада в инструмент достижения цели.

В семьях, где родители разводятся рано и ребенок остается с матерью, таких сценариев почти не возникает. «Сценарий кукушки» срабатывает тогда, когда муж присутствует, но не привязан душой и телом к семье. Он как бы вершина, которую надо завоевывать, закрытая дверь, к которой постоянно надо подбирать ключи. Таким образом он держит фокус внимания на своей персоне — иначе для чего бы он позволил себя «окольцевать»? Часто недостаточно зрелые мужчины такого типа предпочитают, чтобы их выбирали. С одной стороны, они могут переложить львиную долю ответственности на женщину (ведь это же была ее инициатива!), с другой — удовлетворять нарциссическое стремление быть центром внимания другого человека с помощью своей закрытости и «недоступности». Они оттягивают силы женщины и тем самым способствуют тому, чтобы дети были заброшены.

Уверенная в том, что муж выбрал её осознанно, женщина после рождения ребенка погружается в материнские переживания, которые формируют основу будущей привязанности к ребенку. Даже недостаток внимания супруга может вызвать конфликты в семье, но проблемы в целом преодолимы.

В данной ситуации «вечно недоступный» муж мешает матери сосредоточиться на ребенке, провоцируя ревность и переживания, отвлекая таким образом внимание женщины. Мать в свою очередь чувствует, что муж является слабым звеном в ее жизни, не убежденным в ее важности. Ребенка можно отложить «на потом», так как мать уверена в своей необходимости для него! Поэтому связь между матерью и ребенком становится все более условной. Особенно это заметно, когда место матери занимает бабушка — второй важный фактор «сценария кукушки».

Елена 35 лет, воспитывает дочь 11 лет. Дочь живёт с бабушкой и дедушкой, в той же квартире живёт младшая сестра Елены со своей семьёй. Елена говорит: «Мама всегда знала лучше, как всё должно быть сделано. Когда мы поженились с первым мужем и родилась дочь, она постоянно вмешивалась советами, критиковала меня, а когда я не соглашалась поступать так, как ей казалось правильным, устраивала сцены. Особенно это касалось воспитания дочери. Мама всегда считала, что я «не понимаю», «не смогу», «не справлюсь». И в итоге я просто устала с ней бороться. Может быть, я и слабохарактерная, но мне проще выслушивать упреки раз в неделю, когда я приезжаю повидаться с дочерью, чем каждый день. К тому же дома есть ещё один ребёнок — ей есть с кем играть, а я зарабатываю без помех на её содержание».

Мать, даже если не ругает, а только беспокоится и оказывает помощь, всё равно может быть фактором риска. Для того чтобы дочь выросла самостоятельной, маме нужно уметь отпустить её совершать ошибки, брать на себя ответственность и справляться с трудностями. Матерям, которые этого не понимают, дочери часто создаётся ощущение постоянной поддержки и возможности перекладывать ответственность. В результате ребёнок не стремится к взрослению. Чтобы материнский инстинкт активизировался у дочери, его нужно освободить от давления материнского инстинкта.

В присутствии властных матерей женщины часто сохраняли детей, но не могли установить с ними близкие связи. Авторитет перед детьми отсутствовал, объяснения были бесполезны. Ребенок ощущал, что его собственная мать воспринимается кем-то более сильным, примерно на одном уровне с ним. Поэтому отношения между матерью и ребенком не складывались.

Отлучая от себя ребёнка, женщина подсознательно стремится решить две задачи: избавиться от навязчивого материнского внимания и освободиться от миссии, к которой изначально не была готова из-за слишком тесной связи с собственной матерью. Таким образом, она как бы получает второй шанс взрослеть, хотя это происходит за счёт искажённого детства ребёнка. Поэтому, прежде чем принять решение о детях, стоит ещё раз подумать: кем для вас будет ребёнок – целью или средством, и насколько взрослыми и самостоятельными являемся мы, его родители?