Развитие ребенка начинается в утробе матери, происходит поэтапно во многих направлениях. В первые годы жизнью главным видом деятельности является освоение мира посредством самостоятельных навыков: еды, сидения, ходьбы, речи, сна без помощи. С двух лет малыш учится и познает мир через самовыражение: рисование, пение, лепку, игры, собственные суждения.
Все сферы развития ребёнка важны для формирования его личности, поэтому родителям стоит помочь малышу освоить различные умения, навыки и знания.
В вопросах самостоятельного принятия пищи или речи проблем не возникает, но как научить ребенка рисовать – это волнует многих родителей.
Каждый ребенок – талантлив
Некоторые родители считают, что если рисовать не умеют сами, то малыш этим навыком овладеть тоже не сможет. В связи с этим обучение начинают лишь тогда, когда ребенок подходит к возрасту для посещения кружков или художественных школ. Такое мнение ошибочно.
Развивайте у двухлетнего малыша собственный взгляд на мир, стимулируйте выработку индивидуального стиля. Начните с малого: хаотичные линии, зарисовки, простые рисунки – растения, животные, дома. В дошкольном возрасте – люди и картины из жизни. Если ребенку понравится процесс, он будет рисовать снова и снова, пока результат не устроит его самого.
Условия для творческого развития
Дети, имеющие доступ к бумаге, карандашам, краскам и фломастерам, быстрее учатся самовыражаться. Развитие ребенка также способствует мама, которая не беспокоится о загрязнениях во время творчества.
Чтобы ребенок учился живописи с удовольствием и создавал красивые рисунки, родителям следует подготовиться к некоторым особенностям. Рисование может быть интересным не только на бумаге, но и на обоях. Краски можно наносить кистями или пальцами.
Для уменьшения вреда природе можно применить нехитрые уловки.
- Предоставьте ребёнку большую поверхность для творчества — старые обои или лист ватмана, разложите его на полу и дайте волю фантазии без границ альбомных размеров.
- Выбирайте пальчиковые краски, безопасные для детской кожи, не вызывающие аллергии и хорошо смываемые водой.
- Защитите стол клеенкой или газетами, чтобы избежать повреждений мебели, если рисунок выходит за края бумаги.
Процесс обучения
Развитие ребенка требует учета его возраста: обучение и освоение новых навыков должны соответствовать этапу развития. В годик изучение геометрии нецелесообразно, а в 5-6 лет рисование кружочков и квадратов утратит интерес. Понимание особенностей детского восприятия в разных возрастных группах поможет родителям определить подход к обучению ребенка рисованию различных предметов.
1-2 года
В этом возрасте малыш с интересом изучает разнообразие цветов окружающего его мира. Цветовые карандаши и краски станут любимыми игрушками. Раскраски пока не принесут пользы, ребенок вряд ли поймет правила рисования только по контурам. Белый лист бумаги быстро заполнится собственным представлением мира маленького художника.
Взрослые могут принять участие, пытаясь из хаотичных линий создать изображение, которое понятно и знакомо. Ребёнок обрадуется тому, как «каляки-маляки» становятся кошкой или цветком с пчёлкой.
2-5 лет
Ребенок интенсивно учится рисовать все, что его окружает. Уже умеет изобразить дерево или машину, хотя качество рисунков может быть невысоким.
Не нужно исправлять маленькому художнику и говорить, что некоторые детали выглядят иначе, чем оригинал. Рисование по образцу – это дело позднего возраста, сейчас важно позволить ребёнку рисовать так, как ему представляется мир вокруг.
Ребенок постигает искусство рисования геометрических фигур красиво и правильно. Можно показать ему, как из круга получится солнце или цветок, а из квадрата – домик или грузовик. Такие игры научат юного художника в обычных вещах находить что-то особенное и неповторимое.
В этом возрасте малышам нравятся раскраски. Черно-белый рисунок в альбоме почти идеален, и если ребенок его разукрасит по желанию, получится самая лучшая картинка. После работы у него возникает чувство гордости за красивую картинку. Важно не застрять на раскрасках. Можно предложить малышу нарисовать такую же картинку, как в альбоме, а потом разукрасить ее другим способом.
5-8 лет
Дети этого возраста любят замечать мелкие детали окружающего мира и отображать их на своих рисунках. Используемые инструменты становятся разнообразнее: добавляется простой карандаш, ручка, мелки. Рисунки насыщеннее, а самое большое желание ребенка – чтобы рисунок был похожим. Нарисованная машина похожа на папину, собака напоминает его знакомую дворняжку, а на маме точно такое платье, как она часто носит.
В этом возрасте следует обдумать возможность поступления ребенка в художественную школу. Можно взять несколько детских рисунков и записаться на консультацию с педагогом. Во время беседы с преподавателем важно решить, какая цель обучения приоритетна – развлечение малыша или профессиональное обучение рисованию.
Методы правильного обучения
Чтобы помочь ребенку рисовать красиво, необходимо объяснить ему, что любой рисунок, даже самый сложный, состоит из простых элементов. Каждое животное можно представить как набор кружочков, овалов и линий. Сначала нужно научиться замечать и выделять эти элементы, находить их и аккуратно прорисовывать. Со временем этот процесс станет автоматическим.
Похвалы взрослых тоже важны для успешного обучения, но нужно быть осторожным с их количеством. Ребенка следует хвалить только за качественные работы, а лучшие из них можно оформить в рамки и повесить на стену.
Маленькому художнику, если что-то не удалось, не нужно ругать всю работу. Можно сказать что-нибудь поощряющее: «Если бы ты старался изобразить ушки котика и сделал его нужного размера по сравнению с цветочком, получилось бы как настоящее фото!».
Некоторые родители ошибочно стремятся научить ребенка рисовать невзирая на его желание заниматься этим или нет. Принуждение редко приносит хорошие результаты. Лучше учитывать творческие способности и интересы малыша. Если ребенок увлеченно рисует, ищет для этого возможности и получает удовольствие от процесса, целесообразно продолжить обучение, записаться в кружок и уделять ему внимание. Тогда из маленького гения вырастет увлеченный человек с особым взглядом на мир.