Обучение чтению у малышей: верный подход

Учить ребенка чтению следует с малых лет. В этом возрасте малыш постигает понимание и различение устной речи, а также её интерпретацию.

Глаза и уши получают сигналы из внешнего мира и передают их в мозг для переработки, понимания и распознавания.

Слушая речь, мы сначала воспринимаем звуки. Затем мозг обрабатывает эти звуки как разрозненные импульсы и формирует из них смысл слов. Точно так же работает зрение: глаза регистрируют сигналы, а мозг их интерпретирует и понимает.

Без сомнения, умение читать и понимать прочитанное должно стать важным навыком для ребенка. Чтение входит в список обучающих дисциплин во всех учебных заведениях, где его преподают как традиционным, так и игтивным способом.

Способы обучения

Ребенка можно научить читать с помощью простых вещей. Собирайте белые листы картона и два маркера: красный и черный. Толстый стержень у маркеров позволит ребенку лучше видеть нарисованные буквы.

Из картона вырезают полосы размером 10×50 см, на которых пишут слова для чтения. Рекомендуемый размер шрифта – 7,5 см в длину и 1,5 см в толщину. В таком варианте слова и буквы будут восприниматься лучше. Важно оставлять небольшое пространство для полей, примерно 1,5 см, так как во время обучения карточки держат в руках, и желательно, чтобы слова не перекрывались пальцами.

Пишите прописные или заглавные буквы только в именах собственных, написанных на карточке. Это поможет ребенку лучше понимать и учиться, а также сформирует у него основу грамматики и правил русского языка.

Пишите аккуратно, без ошибок. Следите за тем, чтобы слово размещалось на полоске ровно посередине. Не стоит экспериментировать со шрифтом, чтобы не нарушить последовательность восприятия материала ребенком. Во всем должна быть однообразная система, ведь в данный момент важно научить ребенка запоминать начертание слов и уметь их читать.

Некоторые мамы любят создавать карточки с помощью трафаретов. Такой способ дает прекрасный результат: слова получаются ровными и четкими, а сами карточки аккуратно выглядят. Но этот метод требует много времени и сил, ведь нужно изготовить большое количество карточек, а обучение длится не один день. Потому лучшим вариантом будет писать вручную. Вскоре вы научитесь делать это быстро, и занятия станут продуктивнее.

Как заинтересовать малыша

Чтобы заинтересовать ребенка, важно привлечь его внимание и создать условия для правильного восприятия. Первые слова лучше всего писать большими буквами красным маркером. Постепенно можно перейти на обычный размер шрифта, заменив красный цвет на черный.

Начинайте занятия тогда, когда ребёнок наиболее счастлив и полон желания чему-то научиться. Выберите место, где посторонние звуки не будут отвлекать вас во время занятий. Хорошо, если комната будет тихой и без ярких предметов, которые могут мешать восприятию информации.

После освоения первых 15 слов ребёнок начнёт быстро увеличивать свой словарный запас. Лучше всего выбирать слова, вызывающие у него положительные эмоции: имена близких, названия любимых игрушек и животных. Знакомые предметы и понятия упростят процесс обучения и сделают его приятным. Набор слов для каждого ребёнка будет уникальным.

Первое занятие займёт не более трёх минут. Это небольшой, но важный шаг к овладению навыком чтения. Покажите ребёнку карточку со словом «МАМА» и произнесите его как можно выразительнее. Затем повторите это с словом «ПАПА». После того, как вы показали карточку, объясните ребёнку её значение. Сделайте то же самое и с остальными тремя карточками.

Не обязательно спрашивать у ребенка, понял ли он ваши действия. Не ожидайте мгновенного согласованного ответа. Лучше похвалите, обнимите и приласкайте старательного ученика, проявив заботу и внимание к его успехам. Через некоторое время повторите с ребенком все слова еще три раза.

Второй день обучения посвятите повторению пройденного материала в игровом формате. Добавьте к нему пять новых карточек и проведите ещё не менее трёх игровых раундов. В результате получится шесть коротких, но информативных занятий.

Выражайте любовь и одобрение ребёнку словами и прикосновениями. Не бойтесь гладить и целовать его при достижении успехов. Тренировки пусть проходят в тёплой и комфортной обстановке.

Не подкупайте ребенка сладостями, особенно во время обучения чтению. Это занятие занимает целый день и длительный период времени. Вы не сможете позволить себе покупать так много сладостей, да и здоровье детей от такого питания пострадает.

В обучении чтению важна золотая середина. Ребенок должен получать удовольствие от процесса, ведь чтение не должно превращаться в скучную обязанность. Дети восприимчивы, но подвижны и неусидчивы. Ребенок может параллельно изучать иностранный язык без перегрузок. Меняйте набор слов, потому что при быстром пополнении словарного запаса одни и те же слова станут ему неинтересными. Показывать карточку менее одной секунды также приведет к потере внимания.

Выбирайте подходящий темп игры. Медленный ритм может надоесть ребёнку и сделать игру должной.

Добавляйте ежедневно пять новых слов и повторяйте уже выученные. С трудными словами работайте чаще, но не злоупотребляйте этим.

Постоянные занятия с ребенком принесут хорошие результаты и позволят выполнить множество важных дел.

Улучшите восприятие ребенка и развитие зрения. Во время обучения мозг малыша учится различать формы букв и отделять их одна от другой.

Ребенок на подсознательном уровне начинает понимать и работать с абстрактными понятиями, такими как буквы, и различать слова. Это важно и поможет в дальнейшей учебе, сформировав систему навыков самостоятельного обучения.

Об этом тексте статья и предлагает свой взгляд на обучении, отличный от привычного.

Какие сложности могут возникнуть

Язык служит средством общения, передавая информацию не только устно, но и посредством знаков и символов. Алфавит в этом случае выступает системой знаков, недоступной для ребенка, поскольку буквы обладают абстрактным значением. Попробуйте объяснить ребенку смысл буквы «а», её обозначение и причину такого написания. И почему именно «а»? восприятие ребёнка основывается на сенсорном опыте. Предметы можно коснуться, попробовать на вкус, но буквы недоступны для этого.

Как бы вы ответили ребёнку, если он из любопытства задаст вопрос о определении буквы? Вероятно, большинство столкнутся с трудностями при попытке объяснить значение какой-либо буквы.

Чем больше объяснений о том, что языковая единица служит для формирования и составления слов, а слова для передачи смысла, буква как элемент языка…а…слово состоит из букв…«А»…потому что…потому что…

Попытка упрощения этих понятий может привести к путанице у ребёнка и вызвать отрицательную реакцию, а также подозрение по отношению к происходящему.

В конечном итоге объяснение перестанет иметь значение, а ситуация застопорится. В другом случае останется лишь детский способ ответить – «Потому что я старше тебя!». И возразить этому невозможно, вы действительно старше. Но как именно это «а» и почему так сложилось исторически — непонятно.

Благодаря чистому детскому восприятию, одаренности и уму дети ухитряются выучить все 33 буквы в правильном порядке, а также соответствующие им звуки. Комбинируя их между собой, получаются целые слова и различные по смыслу предложения.

Возраст для чтения

В возрасте 5-6 лет обучение чтению может быть сложнее, но проблем возникнуть не должно. Ум в этот период остается гибким и ассоциативным, а желание развиваться и познавать новое бесконечно.

Лучше начинать с самого начала, чтобы ребенок уже мог различать символы, произносить звуки, видеть соотношение между количеством звуков и букв, а также понимать смысл и значение слов. Названия знакомых и приятных вещей – арбуз, мяч, папа и мама – запоминаются гораздо лучше, чем просто «а» или «я».

Образование базируется на знакомых понятиях и терминах. Каждая дисциплина имеет свои основы. Занятия с ребенком целесообразно начинать с понятных ему слов, постепенно вводя новые знания и лишь потом переходя к абстракции.

Познания ребёнка начинаются с самого себя, а затем направляются во внешний мир. Вначале дети получают информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. На основе получаемых данных формируются выводы, которые трансформируются в умозаключения и опыт. Важно обучить ребёнка визуально понимать слова и буквы до начала обучения алфавиту в школе. Это упростит дальнейшее обучение и окажет существенное влияние на развитие.