Методы работы по батику

Все, кто начинают изучать технику батика или хотя бы раз видели роспись в этом стиле на скатертях или картинах, спрашивают одно и то же: как это сделать?

Разнообразие техник батика

Существует много техник, каждая из которых обладает разной сложностью, создает изображение с особым эффектом, применяет различные материалы и приемы.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Это также самая сложная техника рисования по ткани. Но результат того стоит: интересный, яркий и запоминающийся. Поэтому мастера утверждают, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Название «батик» для этого метода обусловлено процессом работы с горячими веществами. Мастер использует воск, парафин и стеарин, которые нагреваются до плавления и затем наносятся на ткань специальной кисточкой из жесткой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как расплавится под воздействием высокой температуры.

В распоряжении есть специальное устройство — чантинг. Вот его внешний вид:

На восковых участках краска не ложится. Владея этой техникой, можно добиться впечатляющих эффектов имитации лепки цветов, достигаемых путем комбинирования окрашенных и неокрашенных частей полотна. Кроме того, горячий батик позволяет создавать красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

По окончании обработки воск стирают с ткани, используя горячий утюг и старые газеты.

Холодный

Проще всего сделать батик с помощью холодного метода.

Такую технику создают позднее, когда развивается химическая промышленность. Это существенно облегчает работу тех, кто занимается батиком, но не хочет работать с горячим воском, вытравливать его с готового произведения и другие сложности.

При холодном батике вместо воска применяют различные резервы и контуры, изготовленные специально для этой техники. Сейчас их можно купить в большинстве художественных магазинов и онлайн-площадках.

Эта техника значительно упрощается отсутствием необходимости нагревать материал и удалять воск после завершения работ.

В настоящее время умельцы способны создавать особую смесь, препятствующую растеканию краски за пределы рисунка (резерва), собственными силами и дома.

В магазинах можно найти контуры и резервы разных цветов, в том числе бесцветные (смываемые). Это очень удобно: достаточно одной стирки, чтобы след от карандаша исчез вместе с резервом, оставляя чистую белую полоску. Такая полоска сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике возможно нанести с помощью специальной стеклянной трубочки.
Например, фирму «Хобби» выпускают определенный резервирующий состав.

Узелковый

Новичков может привлечь именно эта техника батика.

В основе метода лежит создание узелков на ткани с помощью нити, либо хаотично, либо по заданному рисунку.

Мастера создают необычные узоры с помощью подручных средств: пуговиц, камешков, шариков. Все то, что выдержит высокую температуру, так как впоследствии прикрепленный к ткани предмет нужно будет кипятить в красящем растворе.

В технике узелкового батика прекрасно выглядят скатерти, салфетки, футболки и платья.

Роспись по-сырому

Роспись по сырому — это вид свободного письма с мягкими переходами красок, придающими рисунку легкость и воздушность.

Такая техника представлена несколькими видами.

  • Распылённый на растянутой и влажной ткани сухой пигмент создаёт плавные цветовые переходы, которые становятся более деликатными при уменьшении количества используемого пигмента.
  • Краска кистью наносится непосредственно на влажное полотно, создавая рисунок без использования шаблонов.

Вся работа выполняется стремительно, потому что ткань начинает высыхать и краска даёт неэстетичные разводы.

Техника «шибори»

Эта техника также называется узелковой, однако имеются различия. В технике «ширбори» ткань складывается своеобразным способом. Это древний японский метод, напоминающий технику оригами.

Помимо техник батика большое число дополнительных эффектов создаёт особую выразительность и своеобразие изделий. К примеру, это может быть эффект от мочевины или спирта, солевой эффект или «кракелюр».