Искусство бонсай: основные стили и направления

Бонсай – это деревья, выращенные с применением специальной техники. Сосна, бук, клен и другие породы высаживаются в небольшие емкости, а затем формируются в соответствии с задуманным образом. Чаще всего для этих целей выбирают деревья с мелколистной листвой, которые обладают способностью быстро образовывать новые побеги и листья после подрезки. Крупнолистные породы используются редко.

Слово «бонсай» пришло из японского языка и означает «дерево, растущее в неглубокой емкости». Таким образом, изначально речь идет о небольшом размере выращиваемого растения. Человек, который ухаживает за таким деревом и выращивает его, получает возможность ощутить близость к природе, приобщиться к процессу взаимодействия растения с окружающей средой. Наблюдая за тем, как оно адаптируется к непривычным условиям и изменяет свои размеры из-за ограниченного пространства для роста, человек погружается в себя, стремясь понять себя и открыть новые возможности, которые помогут ему самому адаптироваться к нестандартным ситуациям.

В результате выращивания формируется уменьшенная в десятки раз копия взрослого дерева, сохранившая все его особенности. Создание подобного растения – задача не из легких. Искусство бонсай, как направление, известно в Японии и Китае уже на протяжении нескольких тысячелетий. Несмотря на то, что подобное дерево может стоить значительную сумму, главная ценность бонсай заключается в его философском значении.

Изначально эти деревья культивировали буддийские монахи, для которых стремление к гармоничному взаимодействию с природой и окружающим миром является главным принципом самосовершенствования. Наблюдение за бонсай способствует сохранению душевного спокойствия и помогает постичь гармонию всеобщей взаимосвязи.

Когда естественные условия ограничивают рост и развитие, деревья и кустарники не достигают зрелого размера и приобретают необычные формы. Жители Востока обратили внимание на эту особенность растений и начали культивировать карликовые экземпляры в домашних условиях, используя различные методы. Так возникло отдельное направление в садоводстве. Растущие в помещениях живые деревья создают неповторимую атмосферу красоты и гармонии.

История возникновения

Первые письменные свидетельства о бонсай как культурном явлении относятся к периоду правления китайской династии Тан, примерно к VIII веку. Росписи на стенах, обнаруженные в императорском дворце, демонстрируют изображения пеньцзай, что указывает на то, что люди уже давно пересаживали необычные растения, созданные природой, в горшки. Искусство бонсай, зародившееся в монастырях задолго до нашей эры, впоследствии приобрело широкую популярность среди обычных людей, а также в среде знати и стало важной частью досуга состоятельных граждан.

В XII веке люди начали искусственно формировать и создавать необычные формы миниатюрных деревьев. Одновременно улучшались способы их содержания и ухода. Первое упоминание о бонсай в японской культуре относится примерно к этому же периоду.

Значительную роль в культивировании бонсай играет не только выбранное дерево, но и его окружение. Практикующие мастера стремятся воспроизвести горные ландшафты, скалистые ущелья, имитировать реки и другие природные элементы. В декоративных горшках высаживаются папоротники и мох, что позволяет создать более правдоподобное отображение природы в миниатюре.

В японской культуре распространение бонсай прошло аналогично китайскому опыту: изначально выращиванием миниатюрных деревьев занимались исключительно аристократы и представители привилегированных семей, однако со временем это увлечение стало более доступным. Японские энтузиасты бонсай выделили два основных направления: композиции, включающие одиночное дерево и декоративные элементы, и группы из нескольких деревьев, обычно одного вида, известные как банкей.

Интерес к восточной культуре охватил Европу и Северную Америку, и деревья бонсай стали одними из первых объектов, вызвавшие интерес у жителей других стран, что привело к их стремительной популяризации. Западная культура не только заимствовала восточные аграрные традиции, но и внесла свой вклад в искусство бонсай. Новый подход к форме деревьев и композициям позволил расширить разнообразие видов бонсай, привнести новые идеи и создать уникальную субкультуру.

Хотя популярность бонсай в западных странах колебалась с течением времени, это древнее аграрное искусство продолжает пользоваться всемирным признанием. Современные методы выращивания миниатюрных деревьев включают в себя гораздо больше разновидностей, чем предполагалось изначально. В настоящее время насчитывается около десятка различных стилей бонсай, каждый из которых представляет собой уникальное направление развития этой культуры.

Стили бонсай

Тёккан. Растения этого стиля характеризуются прямым, вертикальным стволом, расширяющимся у основания и сужающимся к верхушке. Выращивание деревьев такого стиля возможно для различных видов, и это самый популярный стиль. Он символизирует стойкость духа и мощную жизненную энергию.

Моёги. Деревья, выполненные в подобной манере, также характеризуются вертикальной структурой, однако она более непринужденная и не подчиняется строгим правилам или установленным нормам. Крона стремится ввысь, в то время как ствол может иметь изогнутую форму с несколькими изгибами и ответвлениями. Этот стиль воплощает простоту и свободу, которые существуют в сочетании с умением преодолевать трудности.

Сякан. Растение имеет наклонный рост, отклоняясь от вертикальной оси под заданным углом. Подобную форму можно придать практически любому дереву, однако это потребует определенных навыков и опыта. Этот стиль характеризуется стремлением к солнечному свету и устойчивостью к воздействию сильных ветров.

Сокан. Этот стиль буквально переводится как «дерево с раздвоенным стволом». В природе довольно часто можно встретить деревья, которые практически у самого основания разделяются на два отдельных ствола, различающихся по силе и размерам. Недаром такой стиль также называют «отец и сын», поскольку он символизирует передачу знаний и опыта от старшего поколения к младшему, а также преемственность и родственные узы.

Кэнгай. Растения в данном стиле растут каскадами, нередко направляясь вниз. Такая особенность свойственна гибким растениям с тонкими стволами, которые обладают хорошей приспособляемостью к условиям окружающей среды и способны выдерживать вес снега или падающих камней. Именно поэтому символом этого стиля является способность к адаптации и подстройке под окружающую обстановку.

Хан-кэнгай. Кэнгай включает в себя разновидность, характеризующуюся полукаскадным расположением деревьев. Обычно такие растения произрастают вблизи рек и водоемов, их кроны ниспадают вниз, а затем разрастаются горизонтально вдоль водной поверхности. При содержании такого дерева в небольшом горшке в домашних условиях, его крона не опускается ниже середины емкости, в которой оно растет.

Бундзинги. Такое дерево обычно отличается высоким и стройным стволом, а также почти полным отсутствием веток в нижней части. При этом его вершина формирует красивую и пышную крону. Это один из старейших стилей бонсай, который воплощает идею возвышения над повседневными заботами и трудностями, а также легкости и воздушности.

Фукинагаси. Согнутый от ветра» – так дословно переводится это название, и оно описывает дерево, растущее не прямо, а под углом. Встретить такие деревья в естественной среде довольно распространено, однако добиться их роста в домашних условиях не так легко.

Ёсе-уэ, группа или композиция деревьев, часто называемая лесной группировкой, состоит из нескольких экземпляров. Каждый из них развивается самостоятельно и отличается по высоте, однако они находятся в непосредственной близости друг от друга. При создании подобной композиции рекомендуется варьировать расстояние между деревьями и выбирать нечетное их количество.

Хокидати. Деревья данного стиля характеризуются метловидной формой роста, когда все ветви отходят от одного места разветвления. Наиболее часто такую особенность проявляют широколиственные деревья с небольшими кронами. Символом этого стиля бонсай является устойчивость и гармония.

Сёкидзедзю. Деревья такого типа произрастают в окружении камней. В естественной среде эти деревья характеризуются длинными и тонкими корнями, которые способны проникать сквозь каменные породы в поисках питательных веществ. Следовательно, камни словно оказываются окруженными корнями со всех сторон. Этот стиль также отражает умение адаптироваться к трудным жизненным обстоятельствам.

Исидзуки. Этот художественный подход напоминает предыдущие, однако деревья не окружают камни, а произрастают непосредственно в их трещинах. Данный стиль относится к числу наиболее сложных в сравнении с остальными и служит символом неугасимости жизни, способности существ выживать в самых суровых обстоятельствах.

Шаримики. Этот стиль оформления требует значительных трудозатрат. Для его создания деревья подвергаются постоянному удалению коры с последующим отбеливанием, при этом не скрывают сучков и мертвой древесины. Наиболее эффектно в подобном стиле выглядит можжевельник, который символизирует благородное старение.

Многие ценители бонсай выбирают это восточное искусство, поскольку оно дарит возможность ощутить связь с природой, обрести внутреннюю гармонию в спокойствии и проявить свою индивидуальность через красоту живого дерева. Истинным признаком мастерства является создание композиции, которая выглядит так, будто дерево растет самостоятельно, без участия человека.