Общение с коллекторами

При невозможности получить от вас оплату кредита банк может передать его в коллекторское агентство. Не стоит общаться с представителями этих агентств. Что же предпринимать в таком случае?

Если вам теперь предъявляет требования не банк, а коллекторское агентство, значит, банк либо передал коллекторам право взыскивать долг, либо между ними был заключен договор поручения или агентский договор, по которому коллекторы действуют от имени банка.

Банк, продавая долг, не спрашивает вас об согласии на переуступку прав требования. Это нарушение, регулируемое статьей 382 ГК РФ. Законом предусмотрено обязательное информирование должника в письменной форме, иначе он может не исполнять обязанности перед новым кредитором. По статье 386 ГК РФ, должник имеет право выдвигать возражения против условий нового кредитора, если они были установлены ранее, на момент получения уведомления о передаче прав взыскания.

Что делают коллекторы

Взыскание возможно как до обращения в суд, так и в ходе судебного разбирательства.

Досудебное урегулирование выгодно и должнику, и коллектору. Главная задача обеих сторон – найти выход из ситуации. Коллектор может составить реестр платежей по кредиту, учитывая финансовые возможности должника. Если задолженность возникла по уважительным причинам, агентство может договориться с банком о рефинансировании или рассрочке кредита.

В случае отказа должника от урегулирования вопроса мирно, дело поступает в суд, затем к судебным приставам, которые взимают долг по решению суда.

Под досудебным урегулированием считаются телефонные разговоры, личные встречи и письменная переписка. Коллектор может позвонить и предложить встречу, чтобы выяснить причины возникновения долга и график его погашения. По закону (статья 96 ТК РФ), коллектор не имеет права звонить задолжавшему человеку с десяти вечера до шести утра.

Во время разговора с взыскателем попросите назвать фамилию, агентство и контакты. Если отказывается сообщить, закончите разговор. В случае предоставления информации продолжите беседу. Выслушайте требования, уточните документ, послуживший основанием для обращения.
При общении с коллекторами, купившими долг, а не работающими по договору, используйте хитрость: при покупке долга у банка коллектор получает его со скидкой и готов часто получить часть сразу, а остаток простить, чем ждать полную сумму.

Не бойтесь коллекторов, идите с ними на контакт, договаривайтесь, общайтесь. В случае агрессивных действий, нарушающих закон, или угроз обратитесь в правоохранительные органы.

Личная встреча

Чтобы продолжить работу, коллектор должен встретиться с вами лично и предъявить документы, подтверждающие его личность и право взыскивать долг. Запомните: не обязаны пускать агента в дом – неприкосновенность жилья гарантирована Конституцией РФ.

Лучше всего вести разговор с коллектором при свидетелях, записать его на диктофон или камеру. При угрозах следует вызвать сотрудников правоохранительных органов и написать заявление о хулиганстве в прокуратуру РФ или Роспотребнадзор.

Для стимулирования должников к оплате задолженности некоторые коллекторы связываются с их родственниками, коллегами, руководством или соседями. Такие действия признаются нарушением закона «о персональных данных», так как представляют собой разглашение личной информации третьим лицам.

Если задолжавший не общается с коллектором, то это без последствий. Можно дождаться передачи дела в суд и решать всё по закону. Лишение имущества возможно только после решения суда в пользу агентства. В таком случае судебные приставы описывают его и продают на аукционах, чтобы погасить долг.

Подведя итоги, можно утверждать: если коллектор в процессе общения не нарушает ваши права, целесообразно договориться с ним. Такой подход поможет разрешить вопрос долга и сбережет нервы обеим сторонам.