Талант на сцене и вне её

В семнадцать лет обычные подростки поступают в институты и только начинают готовиться к будущей профессии. Балетные же подростки с этого возраста начинают работать, трудясь днем и ночью в театре не покладая ног, с одним выходным в неделю.

В семнадцать лет обычные подростки поступают в вузы и только начинают осваивать будущую профессию. Балетные же в этом возрасте уже работают. Днем и ночью трудится весь коллектив театра, с одним выходным в неделю. А если на носу премьера нового спектакля, то и без него.

Выходной день в театре приходится на понедельник. Зрители обычно стремятся посещать культурные мероприятия по субботам или воскресеньям, поэтому у сотрудников театра выходной по понедельникам. Почему именно такой день? За 10 лет работы в государственном театре я так и не нашла этому логичного или человеческого объяснения. Возможно, руководители всех театров мира с давних времён очень боялись, что за два дня артисты выйдут из формы, выпьют или уйдут в декрет. Так исторически сложилось, что выходной день один. Два — слишком много, а совсем не давать нельзя — ведь артисты всё-таки люди! Бывает и так, что перед премьерой спектакля или ответственных гастролей артистов заставляют работать без выходных по две-три недели. Отдохнуть несколько дней подряд не дают и потом просто добавляют отнятые выходные к отпуску.

Народ репетирует без передышки до премьеры. К этому моменту усталость настолько велика, что артисты с трудом поддерживают улыбку на сцене. Но на самой премьере балетные люди собирают остатки сил и исполняют прекрасный спектакль, полный ярких эмоций. Артисты любят свою профессию, ценят ее, несмотря на трудности, жить без сцены не могут. Сцена для них как наркотик. Потому часто выходит так, что вышедшие на пенсию в 38 лет балерины продолжают танцевать до тех пор, пока еще могут. Когда становится совсем невмоготу, они становятся балетными педагогами. Галина Уланова, например, до самой глубокой старости (умерла она на 89-м году жизни) вставала с утра пораньше, делала зарядку с элементами балетного экзерсиса, ела низкокалорийный завтрак и шла в театр, где ее ждали ученицы. Перестала танцевать она в 50 лет, а в 46 покорила Лондон, исполнив свою коронную партию юной Джульетты. Публика тогда рукоплескала, и никто не мог поверить, что Джульетта Улановой на самом деле уже достаточно солидного возраста.

Желание продлить танцевальную карьеру свойственно премьерам и ведущим солистам, которые посвящают балету всю жизнь. Уланова утверждала, что прожила свою жизнь словно в сцене, видя ничего кроме балета. Несмотря на три брака, она оставалась связана с искусством. Артисты, танцующие в кордебалете, не так рьяно живут сценой. Если им не удается стать солистами из-за недостатка способностей, желания или интриг закулисной жизни, отношения с танцем становятся прохладными. На сцене они думают о повседневных вещах, а не о прекрасном искусстве.
Новичок или балерина, которая думает о сосисках, может нарушить общий ансамбль в «Лебедином озере». «Сосисочникам» сложно дожить до пенсии и стать счастливыми людьми без новых увлечений. В кордебалете мало зарабатывается, времени на личную жизнь и другие увлечения не хватает.
В отличие от них, балетные с успешной карьерой и личной жизнью гордо демонстрируют свои достижения, наслаждаются гастролями и могут позволить себе роскоши, как Иван Васильев.