Дневной сон малыша

Подготовленные к рождению малыша родители, знающие о влиянии сна на рост и гармоничное развитие новорожденного, с опасением относятся к нарушениям его режима. Неспокойный сон отрицательно воздействует на физиологическое и психологическое развитие младенца.

Польза дневного сна

Врачи уже много лет изучают важность дневного сна у детей, проводя исследования и опросы.
Цель – выяснить, действительно ли нужен этот короткий отдых или достаточно полноценно отдыхать ночью. Было обнаружено, что дети, которые спят днем, проявляют повышенную концентрацию внимания, могут играть или заниматься самостоятельно и не нуждаются в постоянном присутствии взрослого.

Положительный эффект дневного сна ощутим не только у малышей, но и у деток постарше.

Отдых во время напряженного дня — эффективный способ предупредить у детей проблемы с нервной системой и гиперактивность.

Некоторые родители считают, что если ребенок не спит днем, то вечером его ждет более крепкий и спокойный сон. Опыт показывает обратное: отсутствие дневного сна ведет к перевозбуждению ребенка к вечеру, затруднению укладывания спать и беспокойному ночному сну. Такая особенность обусловлена переутомлением нервных клеток.

В младенчестве длительность и качество сна главным образом определяют физиологические факторы: боль, усталость, неудобство, голод. На детей старшего возраста влияют эмоциональные факторы: страх, беспокойство, возбуждение и другие. При отсутствии дневного сна все эти особенности проявляются в большей степени.

Мальчик или девочка, которые плохо спят, хуже усваивают информацию из окружающей среды, чаще болеют из-за ослабленного иммунитета, становятся более капризными и раздражительными. Чтобы предотвратить негативное воздействие на развитие ребенка, важно продолжать поддерживать его дневной сон и давать возможность полноценно отдохнуть всем членам семьи.

Временные нормы сна для детей

Для определения необходимого времени дневного отдыха следует внимательно наблюдать и прислушиваться к ребёнку. Все дети индивидуальны, и только сам малыш может определить количество сна в сутки. Существуют статистические данные по среднему количеству сна детей разного возраста. Эти временные рамки не являются абсолютными для всех, но могут служить ориентиром нормы дневного сна.

В соответствии с возрастом малыши нуждаются в разных режимах сна.

  • от рождения до трехмесячного возраста – от 16 до 20 часов;
  • от 3-х до 6-ти месяцев – около 15 часов в сутки;
  • С полугода до года, а также немного старше – примерно 13 часов.
  • Почти каждый день днём детки двух лет спят около двенадцати часов.

  • после 4 лет — около 11 часов;
  • Примерно с шести лет ребенок спит девять или десять часов.
  • после 12 лет достаточно 8-9 часов в сутки.
  • Редко встретишь ребенка до трех лет, который спит меньше 12 часов в сутки. Если днем его не уложить, то ночью он наверстает недостаток сна. Если малыш любого возраста придерживается своих собственных норм сна и они меньше средних показателей, родителям не стоит переживать раньше времени. Если он остается веселым и активным, не проявляет признаков беспокойства и хорошо себя чувствует в часы своего бодрствования, не стоит заставлять его силой спать больше.

    Если ребёнок спит более долгое время, например, даже в полгода привычно засыпает три раза в день и затем мирно и крепко спит всю ночь, не нужно изменять ему распорядок дня. Каждый должен самостоятельно определять свою норму сна.

    Младенец часто спит от одного кормления до другого. Через две или три недели эти промежутки будут включать сначала минуты, а затем десятиминутные периоды бодрствования. Изначально наибольшее время бодрствования приходится на вечерние часы, между дневным и ночным сном. Постепенно увеличивается каждый период бодрствования между периодами сна. К трем месяцам формируется примерный режим игр, гуляния и нескольких сна в день в определенное время.

    В возрасте года обычно сохраняется один продолжительный дневной сон, некоторые дети спят дважды. Важно отметить время пробуждения ребенка вечером. Если он просыпается в 17-18 часов, а через 2-3 часа нуждается в повторном отдыхе, можно попробовать перевести его на однократный дневной сон.

    Регулярно посещающие детский сад дети спят один раз в день до 6-7 лет. Некоторые первоклассники сохраняют привычку дневного отдыха около часа.

    Как помочь малышу днем спать

    С первого дня рождения рекомендуется установить режим дня и стараться его соблюдать, корректируя по мере взросления малыша. Повторяемые действия в одно и то же время суток помогут ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, привыкнуть к новым действиям и научиться их выполнять. Наличие такого режима оказывает решающее влияние на количество и качество сна новорожденного.

    Частые прогулки, соблюдение гигиены, регулярные кормления по расписанию – все это способствует здоровому сну малыша.

    Регулярная влажная уборка квартиры, особенно детской комнаты новорожденного, обязательна. Кроватка и постель малыша должны быть комфортными и изготовлены из натуральных материалов. Воздух в помещении должен быть свежим и увлажненным. Температура воздуха не должна превышать 22 градуса или быть ниже 18 градусов. Эти условия способствуют здоровому и спокойному отдыху.

    Распорядок дня

    Родители, соблюдая график и распорядок дня, помогают сформировать утренние часы ребенка. В дальнейшем ему будет проще следовать всем пунктам режима. Укладывание спать станет не трудным процессом со слезами и уговорами, а потребностью организма, привыкшего спать в это время. Исключением могут стать редкие дни, когда режим меняется – поездки, гости, заболевания. Тогда нужно смотреть по состоянию: если ребенок устал и наигрался, его можно положить спать раньше.

    Если ребёнок просыпается раньше обычного, не следует заставлять его лежать до определенного времени. Если же в назначенное время подъёма он ещё спит, и у родителей есть возможность подождать, пусть проснётся сам в нужное для него время. Пусть организм сам принимает решение, сколько времени ему нужно на сон и отдых.

    Иногда дети отказываются даже лечь днем. Это может быть связано с тем что мало времени прошло после ночного сна, попробуйте повторить попытку через час-два. Также ребенок может не наиграться и не устать утром, поэтому нужно пересмотреть его деятельность. В первой половине дня обязательно гулять, играть в активные игры на улице или дома, если погода не позволяет. За час-полтора до сна перейти к спокойным играм, рисованиям, лепке и чтению книги.

    Если характер малыша и настроение не располагают к дневной снэ, можно заменить его отдыхом. Недостаток сна компенсирует ночью, а днем малыш может полежать, посмотреть мультфильмы, почитать или послушать захватывающую историю. Часто родители, которые уложили малыша просто отдохнуть и послушать сказку, через 15-20 минут обнаруживают его крепко спящим.

    Ребенку можно предложить игрушку для сна, которая ему нравится. Если попросить его «положить мишку спать», то ребенок охотнее пойдет в кровать. Привыкнув засыпать с любимой игрушкой, ребенок будет легче соглашаться, что пора спать. А если когда-то придется спать не дома, именно эта игрушка станет хорошим помощником в процессе засыпания в другом месте.

    Взрослым важно помнить, что ребёнок – не устройство, которое можно выключить по желанию. Организм малышей подчиняется своим законам. Обратив внимание на них, можно понять, когда ему необходим отдых и сон, а когда важнее играть и двигаться. Каждый день может быть непохожим на предыдущий. Некоторые дети чувствительны к погоде. При тумане, дожде или слякоти они скорее всего будут спать больше и крепче. В солнечную и теплую погоду не стоит заставлять ребёнка оставаться в кровати – лучше проводить время на прогулках.

    Сон ребенка после года

    Дневной сон полезнее сохранять до периода обучения в школе. Это — не просто один-два часа отдыха малыша, дающие ему возможность восстановить силы, но и время для отдыха родителей.

    Часто малыш в возрасте от года до двух лет, если днем не поспал, становится капризным и раздражительным, просит что-то, сам не зная чего, а к вечеру устает и измучается, как и окружающие взрослые.

    Мамы прибегают к различным хитростям и фантазиям, чтобы уложить детей поспать днем. Часто помогают убеждения о том, что во сне человек растет и набирается сил, ведь многие малыши стремятся скорее повзрослеть. Некоторые родители ложатся спать вместе с детьми – это хороший способ отдохнуть для всех.

    Правила отхода ко сну

    Существует ряд методов укачивания младенца, от применения которых следует воздержаться.

    С самого раннего возраста лучше не укачивать ребенка на руках. Хотя таким способом малыш может быстро уснуть, он привыкнет только к этому способу засыпания. Впоследствии уложить его другими методами будет невозможно, а процесс отучения окажется длительным и трудным.

  • Второе правило: не дайте малышу брать вкусняшку в кровать. 😴 Засыпать с печеньем или конфетой вредно и превращается в привычку. Потом крошки и кусочки сладкого остаются на зубах и в постели.
  • Третье правило: не откладывать укладывание спать на час или больше. Иногда малыш ложится, слушает сказку, потом пьет воду, снова ложится, просит игрушку или книжку, потом идет в туалет. Процесс затягивается, но результата нет. Если ребенок не устал, лучше вообще не начинать. Такие засыпания перед дневным отдыхом могут стать привычкой и перед ночным сном. В итоге страдают и ребенок, и взрослый.
  • Иногда ребенок отказывается от дневного сна, но вечером в 18-19 часов проявляет усталость и пытается лечь на любую подходящую поверхность. Если малыш уснет в такое время, до утра спать не сможет: проснется через несколько часов, долго будет гулять и на ночной сон ляжет поздно, либо проснется рано утром в 4-5 часов, отдохнувшим и выспавшимся. Родителям следует заметить, что малышу явно не хватает суточного сна, и найти возможность положить его спать днем. Зная своего ребенка, заботливой маме не составит труда придумать, как уговорить непоседу поспать днем.

    Когда малыш активен и весел весь день, спит всю ночь без пробуждений, может быть, не стоит заставлять его спать днем. Каждый ребенок индивидуален. Родителям важно понять своего ребенка и создать ему благоприятные условия для развития.