Начало посещения детского сада – трудный этап для ребёнка и его родителей. По утрам ребёнок может капризничать, не желая расставаться с мамой, кричать и плакать. Вечером он может быть подавленным или наоборот возбуждённым и активным. Чтобы быстрее пройти период привыкания к детскому саду, нужно правильно подходить к адаптации ребёнка. В противном случае, нежелание идти в садик, капризы и слезы могут длиться долгое время.
Развитие самостоятельности у ребенка
Детям рекомендуется научить самостоятельности: одеванию, умыванию, использованию ложки и вилки, хождению на горшок, до начала посещения детского сада.

Чтобы ребенок быстрее научился раздеваться и одеваться самостоятельно, стоит купить простые вещи без лишних крючков и пуговиц. Лучше всего подойдут кнопки спереди. Так малыш сможет сам застегивать и расстегивать одежду, не дожидаясь помощи воспитателя или няни. Немаркую одежду родители будут стирать реже, а ребенок не будет бояться испачкаться. Для девочек можно приобрести майку и джинсовую юбочку на резинке или сарафанчик на кнопках. Мальчику подойдут футболка и шортики на резинке.
Обувь должна позволять ребенку одевать её самостоятельно. Размер обуви должен соответствовать, чтобы обувь не была слишком тесной, но и не спадала с ноги. Крепления должны надежно фиксировать обувь, например, на липучках.
В домашних условиях необходимо разучиваться надевать и снимать одежду, которую ребёнок будет носить в детском саду. Дайте ему поносить её какое-то время, чтобы привыкнуть, иначе в садике может оказаться, что одежда ему неудобна и некомфортна.
Режим дня перед походом в садик
В течение месяца или двух старайтесь выстроить распорядок дня ребенка по образцу детского сада.

с 7 до 7 30 – подъем;
Придерживайтесь режима строго, отклоняясь не более чем на полчаса в праздничные дни или выходные. Это особенно важно во время привыкания к детскому саду.
Дети, которые постоянно находились под опекой мамы, труднее всего привыкают к детскому саду. За некоторое время до начала посещения сада постарайтесь чаще оставлять ребенка с другими родственниками. Такая практика станет своеобразным «тренингом расставания с мамой» перед садиком.
Как постепенно приучить к садику
В первые дни ребенок должен быть в садике не более трех часов. Воспитатели и педагоги сообщат вам об этом. Начинать можно с двух дней по часу, затем несколько дней – по 2-2,5 часа, потом по три часа. Такую схему нужно использовать две недели. Потом время пребывания в группе можно постепенно увеличивать. Через месяц малыш может оставаться в садике до сна. Оставлять его на целый день можно только через месяц постепенного привыкания.
Психологический комфорт малыша
Необходимо подготовить малыша к посещению детского сада психологически. Объясните ему, что такое детский сад, а лучше покажите наглядно. Пойдите туда вместе, посмотрите на детей во время прогулки, расскажите, чем ещё занимаются в садике (играют, кушают, спят) и как это всё интересно.

Можно поиграть в «детский сад» дома: взять несколько кукол и каждому дать разные роли – воспитателя, родителей, детей. Утром родители отводят детей в садик. Там дети едят, играют, спят, гуляют. Вечером родители забирают их. Можно фантазировать и показывать разные ситуации в лицах или на членах семьи.
Похвалите малышa за посещение сада. Скажите, какой он молодец, теперь, как мама и папа, настоящий взрослый.
Как вести себя родителям
Родители переживают, приводя ребенка в группу впервые. Не стоит показывать малышу свой беспокойство. При прощании нужно быть спокойными и решительными. Важно сказать ребенку, когда придете за ним, чтобы тот не думал, что остаётся в садике навсегда. Информацию следует подать понятно: «Я вернусь после того, как ты пообедаешь или поспишь». Если ребенок тяжело переживает расставание с мамой, пусть его в сад приводит папа или бабушка.

Когда встретите ребенка из детского сада, обязательно спросите о его дне, чем он занимался во время вашего отсутствия. Похвалите за достижения. Если малыш совершил ошибку, объясните, как поступить правильно. Так ребенок поймет, что родители всегда готовы помочь решить любую проблему, возникшую в группе.
Во время адаптации к детскому саду проводите с ребенком как можно больше времени. После сада можно совершить прогулку. Это поможет малышу получить новые впечатления и отвлечься от волнений. Можно угостить чем-нибудь приятным, но не злоупотребляйте лаской.
В период адаптации лучше не испытывать сильных эмоций, поэтому сейчас стоит отказаться от походов в цирк или кино. Телевизора тоже лучше избегать. Всё это может привести к перевозбуждению ребёнка.
Лучше не отдавать ребенка в детский сад во время кризиса трёх лет. Сходить туда немного раньше, примерно в два с половиной или три года, или же подождать до четырёх лет будет более целесообразно.
Специалисты не единодушны по поводу лучшего возраста для посещения детского сада: одни считают трёхлетним оптимальным, другие возражают против такого подхода, третьи полагают, что решение о готовности ребёнка к садику должны принимать родители.

Всегда выражайте уважение к воспитателям и персоналу детского сада. Избегайте критики их действий при ребенке и негативных высказываний о садике, даже если вы считаете что так оно и есть. Как отмечает социальный педагог О. Морозова, нужно акцентировать внимание на позитивных моментах и короткими замечаниями формировать у ребенка положительное отношение к дошкольному учреждению. Если малыш отказывается идти в садик, то стоит сделать перерыв и рассказывать ему о том, сколько интересного его ждет там.
Желательно, чтобы адаптация к детскому саду не происходила одновременно с другими важными моментами в жизни, например, появлением младшего брата или сестры, разводом родителей или переездом.
Во время адаптации важно проявлять максимальную терпимость к переменам в поведении ребенка, потому что ему сложно приспособиться к новому окружению: комнате, воспитателям, другим детям, распорядку дня и более жёстким правилам.
Учимся дружить
Важно уделять внимание общению ребенка с сверстниками из группы. Взаимодействие с другими человеком имеет для человека значение даже большее, чем изучение учебной программы.
Интересуйтесь, есть ли у ребёнка друзья в саду, кого ему больше всего нравится, с кем играет и во что. Научите его дружить: пусть делится игрушками на площадке, просит играть вместе или взамен чего-нибудь. Обучите не обижаться на отказ.
Спросите воспитателя, как ведет себя ребенок в группе, нет ли у него проблем с другими детьми. Лучше самим прийти в группу и понаблюдать: принимает ли участие в играх, дружелюбно ли относится к сверстникам, обижает ли его кто-то или сам ли он кого-то обижает. Такое наблюдение поможет скорректировать поведение ребенка. Объясните ему, что драться нельзя, но если кто-то обидел – дать сдачи не нужно. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к детскому психологу. Лучше всего выявлять проблемы в общении на ранней стадии и предупредить их, пока они не превратились во что-то серьезное.
Защита ребенка от инфекций
В детском саду ребёнок знакомится со многими детьми своего возраста и подвергается воздействию большого числа инфекционных заболеваний. Первые периоды пребывания в садике часто сопровождаются особенно интенсивным распространением вирусов.
Во-первыхРебенку необходимо правильно одевать, чтобы не дать ему замерзнуть, но и не слишком сильно его укутывать. Осенью и весной в группе довольно прохладно, а зимой может быть очень жарко.

Во-вторыхЕсли замечено, что ребенок чихает, кашляет или простудился, нужно срочно забрать его домой и вызвать врача. При обычном ОРЗ лечение будет коротким, при серьезной болезни – длительным.
Если дитя болеет инфекцией, высок риск заболеть еще раз другими вирусами, поскольку их множество в группе. Также ребенок, который болен, может заразить остальных.
Чтобы предупредить вирусные заболевания, можно ежедневно закапывать ребенку в нос капли интерферона или проводить промывания морской водой. При частых болезнях необходимо обратиться к иммунологу и педиатру, сдать анализы на аллергию.
Закаливание
Наиболее действенный метод профилактики ОРВИ – закалятьсяПовышение устойчивости к переохлаждению достигается через тренировки теплорегуляции. Каливание укрепляет иммунитет, эндокринную и нервную системы, увеличивает работоспособность и защищает от инфекций.
Самый простой метод закаливания – это прогулки. Детям дошкольного возраста нужно гулять не менее четырех часов ежедневно. К общему комплексу закаливающих мероприятий относятся проветривание комнаты перед сном и ночлег при открытой форточке.
Советы психолога
В заключение следует напомнить родителям о необходимости иметь доступ к краткой памятке по адаптации к детскому саду.
5 «нужно»

Ребенку нужно овладеть навыками самостоятельности: самостоятельно одеваться, принимать пищу и посещать туалет.
5 «нельзя»
- Вызывать у ребёнка страх по поводу детского сада, высказывать негативные суждения о воспитателях при нём.
- С первого дня оставлять на целый день.
- Водить в садик больного малыша.
- Не стоит наказывать за лужи и капризы во время адаптации. Поведенческие изменения – результат стресса, а не преднамеренной непослушания или плохого воспитания.
- Легко переодеть малыша или, наоборот, сильно укутать его.