Собираем примеры работ для дошкольного учреждения.

Многие педагоги настоятельно советуют родителям создавать портфолио для своих детей уже в раннем возрасте. В то время как некоторые могут считать это излишним делом, польза от такого документа значительно перевешивает затраченные усилия. Именно поэтому с трех лет портфолио стало практически обязательным требованием при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Представьте: важный бумажный документ может превратиться в яркую коллекцию успехов вашего ребёнка, в историю его побед и достижений во всех сферах жизни.

Назначение портфолио для детского сада

Чтобы укрепить связь с ребенком, многие родители прибегают к созданию портфолио. Такая практика способствует объединению интересов, взрослые обращают более пристальное внимание на успехи малыша и отмечают их, что естественно ведет к увеличению времени, проведенного семьей вместе в совместной деятельности.

Портфолио демонстрирует многогранный рост ребенка.

  • социально-личностная;
  • познавательно-речевая;
  • физическая;
  • художественно-эстетическая.

Создание портфолио вместе с родителем – это возможность для ребенка понять себя лучше.
Этот инструмент самопознания, как «Какой Я?», поможет ему разобраться в своих качествах и найти свое место в мире. А ведь этот опыт очень пригодится ему в будущем.

Портфолио приносит пользу всем участникам взаимодействия с ребенком: и педагогам, которые будут с ним работать, и прежде всего самому ребенку.

В портфолио собираются самые яркие детские рисунки, фотографии поделок и наблюдения за развитием ребенка: новыми словами, понятий, навыками и умениями, которыми ребенок постоянно богатеет.

Каким будет портфолио?

Портфолио ребенка должно быть живым и интересным, а не просто формальным документом. Эта история его развития должна быть увлекательной и яркой, ведь ее предназначение — стать источником гордости для самого ребенка. Самое лучшее – начинать собирать эту историю вместе с малышом, объяснив ему, что это за книга и как она будет создаваться.

Не полагайте, что трёхлетний ребёнок не сможет уловить суть дела. Уже в таком возрасте малыши проявляют интерес к красочным картинкам, а если это картинки его собственного создания, то любопытство сохранится надолго. Спустя некоторое время, став немного старше, человек может удивиться тому, каким он был совсем недавно, и сравнить свои сегодняшние способности с вчерашними.

Титульный лист

Первый лист, озаглавленный для детей портфолио Первый взгляд на книгу – это как знакомство по одежке. Она отображает старание всех, кто приложил руку к её созданию: самого ребенка и его семьи, которые вместе сочинили историю этого маленького героя.

Важно понимать, что титульный лист – это визитная карточка портфолио, но перегружать его информацией не нужно. Внутри книги найдется место рассказать обо всем остальном. На титуле стоит указать самое существенное: имя владельца, возраст, школу и место жительства. Добавление фотографии ребенка тоже будет уместным.
В то время как текстовую часть титульного листа многие родители создают с помощью компьютера, оформление можно придумать вместе с ребенком, чтобы ему было приятно внести свой вклад в создание первой страницы его собственной книги.

Содержание детского портфолио

Раздел №1. «Мой большой мир»

Данную главу также могут именовать как «Портрет», в
ней приводятся сведения, являющиеся наиболее существенными для ребёнка. К примеру, можно представить такой список:

В данном тексте приводится имя ребёнка. Можно добавить сведения о его значении.

Что повлияло на выбор именно такого имени для ребенка?
Интересно узнать о предпочтениях родителей и о значении, которое гороскоп приписывает обладателям этого имени. Если фамилия семьи необычная, расскажите, что она означает или чем известна.

  • Расскажи о имени, которое малыш получил при таинстве крещения. Если у него есть еще одно крестильное имя, опиши покровителю этого имени в несколько слов.
  • О расскажите и о людях, важных для ребенка, назвав их имена и возможно составив родословную.
  • Ребенку понравится услышать о моих приятелях, узнать о том, чем им нравится заниматься, посмотреть снимки и вспомнить совместные забавы.
  • В этом рассказе речь пойдет о месте, где проживает моя семья: городе или селе. Будут описаны его достопримечательности, а также мой дом, дополненный яркими снимками и иллюстрациями.
  • Информация о детском саду и группе для малыша.
  • Раздел №2. «Мои игры и занятия»

    Я работаю со взрослыми в различных местах: детских садах, домах, клубах и студиях.

  • Какие у меня были любимые игры, как в садике, так и дома.
  • В рамках раннего развития я занимаюсь с малышом по [название конкретной методики]. Ребенок с удовольствием ходит на эти занятия.
  • В этом списке представлено несколько моих любимых произведений, вместе с именами их создателей.
  • Развлечения ребенка за пределами детского сада.
  • Мои походы: детский рассказ о своих вылазках с картинками и зарисовками от автора
  • Раздел №3. «Мои праздники»

    В этой части рассказывается о праздниках, которые уже состоялись. Это могут быть утренники в детском саду по определенной теме, а также семейные торжества, связанные с жизнью ребенка. К примеру, Новый год, 8 марта, Рождество, дни рождения, праздник осени или День Единства.

    Раздел №4. «Я расту»

    Этот раздел может содержать разделы, иллюстрирующие различные аспекты развития ребёнка.

    Динамика физического развития

    В этом разделе регистрируются данные о физическом развитии человека, такие как рост и вес, чтобы отследить их изменения со временем.
    Представление информации может быть разнообразным: графики, диаграммы, рисунки, сравнительные таблицы – все это поможет лучше понять динамику развития. Дети с удовольствием наблюдают за тем, как меняется контур ладошки и ступни в разном возрасте, добавив визуальную составляющую к измерениям роста.

    Здесь также представлены снимки ребёнка в разные периоды жизни.

    1. Антропометрические показатели;
    2. Каждую осень я рисую контуры моей детской ладошки. Это удобнее всего делать в день его рождения, так получается отслеживать как малыш растет.

    Динамика общего развития

    Изучая материалы, представленные в этой рубрике, можно проследить за социально-личностными изменениями ребенка и его достижениями в области речи и познания.

  • Родители записывают необычные слова и фразы, которые произносит ребенок во время разговора, сохраняя первые открытия его языка.
  • Знакомство с письмем: мой путь освоения букв.
  • Я учусь чтению. Процесс освоения чтения происходит в разные периоды жизни ребенка: сначала буквы изучаются, затем слоги, а потом уже целые слова.

  • Я обладаю способностью к математическому подсчёту.
    Особенности освоения навыков счета в зависимости от возраста.
  • Моя любимая песня.
  • Мое любимое стихотворение.
  • Я умею играть на музыкальных инструментах.
  • Я умею танцевать.
  • Мир вокруг меня. Впечатления и наблюдения.
  • Мой внутренний мир.
  • Творческое развитие ребенка

    В этой рубрике собраны детское творчество в разных форматах: от рисунков до фотографий объемных поделок. Также представлены фотоснимки с мероприятий, на которых дети участвовали.

    • Рисунки в разных техниках и жанрах;
    • Небольшое произведение искусства из пластических материалов: пластика, теста, пластилина или глины.
    • Аппликация и мозаика;
    • Результаты конструирования;
    • Фотографии поделок из различных материалов;
    • В спектаклях играл(а), подтверждая это фотографиями и обозначив свою роль.

    Мои рекорды

    Здесь собраны все награды ребенка: грамоты, дипломы, похвальные письма, полученные в детском саду, на выставках, в клубах или во время соревнований и конкурсов. Такое подведение итогов будет мотивировать малыша добиваться высоких результатов в любой сфере деятельности, учит упорствовать и даёт повод гордиться своими успехами.

    Книга построена по хронологическому принципу, позволяя читателю наблюдать за развитием ребенка и замечать его стремления с течением времени.

    Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»

    В этом месте ребенок может записать все свои эмоции от посещения театров, выставок, прогулок и фильмов.

    • Мои путешествия и походы.
    • Мои незабываемые открытия.
    • Мои удивительные экскурсии.
    • Мои впечатления о спектаклях и выставках.

    Раздел №6. «Отзывы и пожелания»

    В этом разделе взрослые, взаимодействующие с ребёнком, могут оставлять свои мысли и оценки.

    • Воспитателей в детском учреждении;
    • Родителей;
    • Преподаватели из кружков, куда ходит ребёнок.

    Записи могут стать хорошим стимулом для развития самооценки ребенка. Похвала и признание его заслуг со стороны взрослых помогут ему не только гордиться своими достижениями, но и стремиться к новым вершинам. Причиной для таких отзывов может быть как день рождения малыша, так и выпуск из группы, а также любое значимое мероприятие.

    Памятка по ведению детского портфолио

    Это руководство для работников дошкольных учреждений.

    • Родители ребёнка наряду с педагогами должны активно заполнять разделы портфолио.
    • Детская летопись не делится на отдельные главы с номерами и размещаются разделы в ней по желанию автора.
    • Чтобы увидеть прогресс и понять, как изменяется творчество малыша, каждое его произведение и достижение фиксируются со сроком создания.
    • Нельзя пользоваться этими портфолио, чтобы поставить одного ребенка выше другого.
    • Документ следует оформить так, чтобы ребёнок воспринимал его как значимый и ценный.
    • Поскольку владелец этого портфолио несовершеннолетний, доступ к документу другим лицам предоставлен только с согласия ребенка.
    • Чтобы у детей была адекватная самооценка при заполнении документов, нужно объяснить им, на чём она строится, чтобы избежать её обесценивания или преувеличения.

    Успехи малыша — ключевой фактор для его продвижения вперед, поэтому важно их отмечать и сохранять как память о пройденном пути.