Многие педагоги настоятельно советуют родителям создавать портфолио для своих детей уже в раннем возрасте. В то время как некоторые могут считать это излишним делом, польза от такого документа значительно перевешивает затраченные усилия. Именно поэтому с трех лет портфолио стало практически обязательным требованием при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Представьте: важный бумажный документ может превратиться в яркую коллекцию успехов вашего ребёнка, в историю его побед и достижений во всех сферах жизни.
Назначение портфолио для детского сада
Чтобы укрепить связь с ребенком, многие родители прибегают к созданию портфолио. Такая практика способствует объединению интересов, взрослые обращают более пристальное внимание на успехи малыша и отмечают их, что естественно ведет к увеличению времени, проведенного семьей вместе в совместной деятельности.
Портфолио демонстрирует многогранный рост ребенка.
- социально-личностная;
- познавательно-речевая;
- физическая;
- художественно-эстетическая.
Создание портфолио вместе с родителем – это возможность для ребенка понять себя лучше.
Этот инструмент самопознания, как «Какой Я?», поможет ему разобраться в своих качествах и найти свое место в мире. А ведь этот опыт очень пригодится ему в будущем.
Портфолио приносит пользу всем участникам взаимодействия с ребенком: и педагогам, которые будут с ним работать, и прежде всего самому ребенку.
В портфолио собираются самые яркие детские рисунки, фотографии поделок и наблюдения за развитием ребенка: новыми словами, понятий, навыками и умениями, которыми ребенок постоянно богатеет.
Каким будет портфолио?
Портфолио ребенка должно быть живым и интересным, а не просто формальным документом. Эта история его развития должна быть увлекательной и яркой, ведь ее предназначение — стать источником гордости для самого ребенка. Самое лучшее – начинать собирать эту историю вместе с малышом, объяснив ему, что это за книга и как она будет создаваться.
Не полагайте, что трёхлетний ребёнок не сможет уловить суть дела. Уже в таком возрасте малыши проявляют интерес к красочным картинкам, а если это картинки его собственного создания, то любопытство сохранится надолго. Спустя некоторое время, став немного старше, человек может удивиться тому, каким он был совсем недавно, и сравнить свои сегодняшние способности с вчерашними.
Титульный лист
Первый лист, озаглавленный для детей портфолио Первый взгляд на книгу – это как знакомство по одежке. Она отображает старание всех, кто приложил руку к её созданию: самого ребенка и его семьи, которые вместе сочинили историю этого маленького героя.
Важно понимать, что титульный лист – это визитная карточка портфолио, но перегружать его информацией не нужно. Внутри книги найдется место рассказать обо всем остальном. На титуле стоит указать самое существенное: имя владельца, возраст, школу и место жительства. Добавление фотографии ребенка тоже будет уместным.
В то время как текстовую часть титульного листа многие родители создают с помощью компьютера, оформление можно придумать вместе с ребенком, чтобы ему было приятно внести свой вклад в создание первой страницы его собственной книги.
Содержание детского портфолио
Раздел №1. «Мой большой мир»
Данную главу также могут именовать как «Портрет», в
ней приводятся сведения, являющиеся наиболее существенными для ребёнка. К примеру, можно представить такой список:
В данном тексте приводится имя ребёнка. Можно добавить сведения о его значении.
Что повлияло на выбор именно такого имени для ребенка?
Интересно узнать о предпочтениях родителей и о значении, которое гороскоп приписывает обладателям этого имени. Если фамилия семьи необычная, расскажите, что она означает или чем известна.
Раздел №2. «Мои игры и занятия»
Я работаю со взрослыми в различных местах: детских садах, домах, клубах и студиях.
Раздел №3. «Мои праздники»
В этой части рассказывается о праздниках, которые уже состоялись. Это могут быть утренники в детском саду по определенной теме, а также семейные торжества, связанные с жизнью ребенка. К примеру, Новый год, 8 марта, Рождество, дни рождения, праздник осени или День Единства.
Раздел №4. «Я расту»
Этот раздел может содержать разделы, иллюстрирующие различные аспекты развития ребёнка.
Динамика физического развития
В этом разделе регистрируются данные о физическом развитии человека, такие как рост и вес, чтобы отследить их изменения со временем.
Представление информации может быть разнообразным: графики, диаграммы, рисунки, сравнительные таблицы – все это поможет лучше понять динамику развития. Дети с удовольствием наблюдают за тем, как меняется контур ладошки и ступни в разном возрасте, добавив визуальную составляющую к измерениям роста.
Здесь также представлены снимки ребёнка в разные периоды жизни.
- Антропометрические показатели;
- Каждую осень я рисую контуры моей детской ладошки. Это удобнее всего делать в день его рождения, так получается отслеживать как малыш растет.
Динамика общего развития
Изучая материалы, представленные в этой рубрике, можно проследить за социально-личностными изменениями ребенка и его достижениями в области речи и познания.
Я учусь чтению. Процесс освоения чтения происходит в разные периоды жизни ребенка: сначала буквы изучаются, затем слоги, а потом уже целые слова.
Особенности освоения навыков счета в зависимости от возраста.
Творческое развитие ребенка
В этой рубрике собраны детское творчество в разных форматах: от рисунков до фотографий объемных поделок. Также представлены фотоснимки с мероприятий, на которых дети участвовали.
- Рисунки в разных техниках и жанрах;
- Небольшое произведение искусства из пластических материалов: пластика, теста, пластилина или глины.
- Аппликация и мозаика;
- Результаты конструирования;
- Фотографии поделок из различных материалов;
- В спектаклях играл(а), подтверждая это фотографиями и обозначив свою роль.
Мои рекорды
Здесь собраны все награды ребенка: грамоты, дипломы, похвальные письма, полученные в детском саду, на выставках, в клубах или во время соревнований и конкурсов. Такое подведение итогов будет мотивировать малыша добиваться высоких результатов в любой сфере деятельности, учит упорствовать и даёт повод гордиться своими успехами.
Книга построена по хронологическому принципу, позволяя читателю наблюдать за развитием ребенка и замечать его стремления с течением времени.
Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»
В этом месте ребенок может записать все свои эмоции от посещения театров, выставок, прогулок и фильмов.
- Мои путешествия и походы.
- Мои незабываемые открытия.
- Мои удивительные экскурсии.
- Мои впечатления о спектаклях и выставках.
Раздел №6. «Отзывы и пожелания»
В этом разделе взрослые, взаимодействующие с ребёнком, могут оставлять свои мысли и оценки.
- Воспитателей в детском учреждении;
- Родителей;
- Преподаватели из кружков, куда ходит ребёнок.
Записи могут стать хорошим стимулом для развития самооценки ребенка. Похвала и признание его заслуг со стороны взрослых помогут ему не только гордиться своими достижениями, но и стремиться к новым вершинам. Причиной для таких отзывов может быть как день рождения малыша, так и выпуск из группы, а также любое значимое мероприятие.
Памятка по ведению детского портфолио
Это руководство для работников дошкольных учреждений.
- Родители ребёнка наряду с педагогами должны активно заполнять разделы портфолио.
- Детская летопись не делится на отдельные главы с номерами и размещаются разделы в ней по желанию автора.
- Чтобы увидеть прогресс и понять, как изменяется творчество малыша, каждое его произведение и достижение фиксируются со сроком создания.
- Нельзя пользоваться этими портфолио, чтобы поставить одного ребенка выше другого.
- Документ следует оформить так, чтобы ребёнок воспринимал его как значимый и ценный.
- Поскольку владелец этого портфолио несовершеннолетний, доступ к документу другим лицам предоставлен только с согласия ребенка.
- Чтобы у детей была адекватная самооценка при заполнении документов, нужно объяснить им, на чём она строится, чтобы избежать её обесценивания или преувеличения.
Успехи малыша — ключевой фактор для его продвижения вперед, поэтому важно их отмечать и сохранять как память о пройденном пути.