Не умею скандалить!

Трудно найти человека, который никогда не ссорился с любимым.
Разногласия – естественное явление, когда люди знакомятся и привыкают друг к другу. Неспособность выражать свои мысли эмоционально может обернуться серьёзными трудностями.

Разногласия – обычное явление, возникающее при взаимодействии людей. Если кто-то не владеет навыками выражения своей позиции с помощью эмоций, это может обернуться серьёзными трудностями.

Почувствовав ожог от утюга, ребенок навсегда запомнит правила обращения с ним. Чтобы избежать боли партнера, достаточно одного раза задеть болевую точку и получить резкий ответ – это понимание, что лучше не затрагивать определенные темы. Так супруги запоминают «правила игры» друг с другом и могут стать настоящими близкими. Вместе с людьми, склонными к скандалам, встречаются те, кто панически боится любых ссор. Избегая эмоционально окрашенных разговоров об отношениях, они страдают сами и мучают партнеров своей холодностью. Рассмотрим часто встречающиеся причины невозможности человека проявлять агрессию в спорах.

Скандалисты-родители

Диане и Артему было чуть больше двадцати лет, когда они поженились. Сразу же родился сын. Многого в жизни не знали, ошибались, требовали друг от друга немало. Максималисты и идеалисты, еще до конца не повзрослевшие — каждый из них был нетерпим как к себе, так и к партнеру. Это выражалось постоянно в выплескивании недовольства друг на друга. Раздражение переходило в крики, крики — в битье посуды. Артем в сердцах много раз уходил ночевать к другу, выпивал. Ребенку тоже доставалось. Каждый из супругов старался побольнее задеть другого. Признавать свои ошибки никто не хотел. Однажды Диана спровоцировала ссору, начала кричать, бросила мужу крайне обидные слова…и он ударил ее. Ребенок случайно стал свидетелем сцены — проснулся от криков.

Брачный союз рухнул: накопилось слишком много взаимных обид. Теперь этот ребёнок – мой клиент. Несколько раз пытался строить отношения с женщинами, но не мог продержаться больше года-двух, потому что панически боялся разбирательств и убегал от проблем: закрывал глаза, врал себе, женщине – одним словом, делал всё возможное, чтобы избежать даже подобия конфликта. Женщины, уставшие стучаться к нему по-хорошему, начинали провоцировать его по-плохому. И тут он бросает их, не в силах выдержать эмоционально окрашенные диалоги. Сейчас работаем над преодолением травмы, сформировавшейся под влиянием родительских скандалов, и учимся взаимодействовать и спорить – но в меру.

Такой сценарий развития родительских семей приводит к тому, что люди, лишенные естественных механизмов «притирки» к будущему партнеру из-за страха любого эмоционального реагирования, обычно входят в мир. Гиперчувствительность и ранимость таких детей, прошедших через постоянные скандалы родителей, приводят их либо к цинизму, либо к отрицанию, избеганию и сдерживанию чувств. Замкнутые и недоверчивые, такие дети всегда испытывают боль от чужих или своих чувств. Потому решиться на выяснение отношений с неизбежным выплеском эмоций, то есть на скандал, они не могут годами. Иногда эта ситуация меняется лишь с помощью специалиста. Либо их партнером оказывается тот, кто готов идти на любые унижения из-за глубинного чувства неполноценности. Нежелание партнера реагировать эмоционально — это еще одно унижение! Особенно остро это чувствуют женщины.

Холодная семья

Существуют и другие способы формирования личности, стремящейся к спокойствию и избежанию конфликтов.

Женя росла в семье генерала и доктора педагогических наук. Родители были правильны, сдержаны и холодны друг к другу и к дочери. Дома всегда царила атмосфера казенности. Женя боялась бесконечных требований и придирок родителей. Впоследствии она вспоминала, что привыкла постоянно врать и угождать, чтобы избежать нотаций, произносимых спокойным и «учительским» голосом. Вырваться из этой ситуации можно было только замуж. Женя расчетливо подготовила почву: нашла кандидата богаче себя, расставила ему западню и хладнокровно вышла за него. Конечно, он ей был симпатичен, и она старалась сделать атмосферу дома более теплой, чем в родительской семье. Но она не умела спорить и скандалить. Именно в моменты, когда муж выводил её на конфликт, она шла на попятную, понимая: ссориться ей невыгодно. И она не была готова что-то менять в своей жизни.

В итоге получаем то же: отказ от эмоционального участия в конфликте. Отсутствие реакции супруга унижает другого независимо от пола и возраста. Без эмоциональной реакции на партнера (как позитивной, так и негативной), отношения не развиваются и не сохраняются долго.

Другой интересный момент: человек, который старается избегать конфликтов, всегда относится к ним с большой серьезностью. Такой человек не рассматривает конфликт как возможность учиться и притираться друг к другу; для него скандал может иметь катастрофические последствия, например, разрушить отношения.

В семье всё равно будут попытки разногласий и ссор. Человек сам себя поставит в ситуацию постоянного стресса, у него будет ощущение непрекращающейся угрозы браку. Усталый, человек может сдаться и перестал ценить брак. В то же время его половина, провоцируя его на споры, могла и не хотеть разрушать ничего, а лишь поставить точки над «i» и выпустить пар.

В спорах можно лучше познать человека, выявить нюансы взаимоотношений, понять точки взаимного сходства и различия. Ведь поговорка «милые бранятся — только тешатся» не случайна. Так ли у вашей семьи?