Особенности развития детей: взгляд психолога.

К психологу Татьяне Шишовой обратилась Марина, успешная бизнес-леди, с двумя вопросами: нерешительный муж и сложный в управлении сын-подросток. «Мой Гена трудится в конструкторском бюро, получая скромное вознаграждение, увлекается игрой на органе и чтением интеллектуальной литературы. Ему не хватает инициативы, напористости, он нерешительный и пассивный – настоящий лентяй», – делилась Марина. Становилось очевидно, что единственным фактором, сдерживающим развод, является её сын Кирюша, который нередко становился свидетелем конфликтов между родителями и слышал не самые лестные отзывы о своём отце.

К психологу Татьяне Шишовой обратилась Марина, успешная бизнес-леди, с двумя сложностями: муж, не добившийся успеха, и не поддающийся контролю сын-подросток. «Мой Гена трудится в конструкторском бюро, получая небольшую зарплату, увлекается игрой на органе и чтением интеллектуальной литературы. Он не проявляет инициативы, ему не хватает напористости – можно сказать, он безынициативный», — делилась Марина. Очевидно, что единственной причиной, удерживающей её от развода, был сын Кирюша, который нередко становился свидетелем конфликтов между родителями. И слышал много негативных замечаний в адрес отца. Марину это не беспокоило: «Пусть знает правду и не повторит судьбу отца!»

Вместо того чтобы извлекать уроки из ошибок отца, ребёнок повторял его поступки. Он казался зажатым и подавленным со стороны, а в общении с матерью проявлял грубость, делал всё вопреки и даже принимал сторону отца в родительских конфликтах. Марина изначально объясняла происходящее переходным возрастом, но лишь когда обнаружила сына в компании наркоманов, по-настоящему осознала масштаб проблемы. Однако и в этом винила Гену.

А психолог Татьяна рассказала Марине о менее приятных аспектах ситуации, психологию детского развития, и оказалось, что причина внутреннего конфликта мальчика — в матери, которая сама навязала сыну комплекс неудачника.

Как случилось, что так произошло? Ребёнок не способен к развитию без подражания, и в первую очередь он перенимает поведенческие модели у родителей. Это фундаментальный принцип, заложенный в человеческом сознании. Подражать неудачнику – неразумно и прискорбно, поэтому Кирюше оставалось лишь выбирать между двумя вариантами: отказаться от отца или оградить его от оскорблений. Мальчик выбрал второй путь – конфликт с матерью, отказываясь принимать её принижение отца и стремясь восстановить его репутацию.

И тем не менее, итог оказался неудовлетворительным. Это закономерно. Выбор стоял между двумя негативными вариантами. Когда вам предлагают на выбор два нежелательных исхода, оптимальнее воздержаться от выбора, поскольку в любом случае вы выберете неблагоприятный исход, и позитивного результата достичь не удастся.

По мнению Татьяны, для разрешения сложившейся ситуации Марине следует отказаться от образа сильной, независимой женщины и сосредоточиться на роли матери и жены. Совершенно не обязательно уходить с работы, однако важно отказаться от стремления доминировать над мужем.

Марина полагала, что добилась успеха в жизни, а ее муж казался ей бесполезным человеком. Однако, пересмотрев свои собственные «успехи», она осознала, что Геннадий проявляет терпение, заботу, находит возможность и для развлечений, и для совместных прогулок, и для содержательных бесед. В то время как ее сын редко видит мать, которая всегда раздражена и полна замечаний.

Психолог Татьяна Шишова даёт Марине следующие рекомендации?

Во-первых, не заниматься перековкой мужа. Значительные усилия оказались напрасными и не принесли ожидаемых результатов.

Во-вторых, нужно понять мужа. Какие возможности откроются перед ним и какую пользу он сможет принести ребёнку? Понимание этого поможет поддержать его, оказывая помощь незаметно, без критики и порицаний. Регулярно подбадривайте мужа, отмечайте его достижения в присутствии сына. Однако не стоит слишком активно вмешиваться в его дела.

Марине удалось преодолеть внутренние барьеры и принять рекомендации психолога. Со временем Гена получил должность в издательстве и, благодаря своим обширным знаниям (он не зря читал много книг), завоевал признание руководства. В настоящее время он возглавляет два издательских проекта и успешно работает на новой должности. Однако, чтобы восстановить в сознании Кирюши искажённое представление об отце, Марине потребовалось немало времени.

Как сформировать у ребёнка позитивное представление об отце, являющимся образцом для подражания?

Сперва обрати внимание ребёнка на профессию отца. Ведь «просто папа» не существует. Сейчас дети склонны считать отца лишь материальным спонсором, который необходим для получения денег, а ранее представления об отце, главе семьи и профессии были неразрывно связаны. Проявляй интерес к работе мужа в присутствии ребёнка, делай её более предметной. В представлении сына или дочери отец не должен заниматься неопределённой деятельностью. У него трудная и ответственная работа, приносящая пользу обществу: он изготавливает детали, необходимые для полётов самолётов, или разрабатывает проекты школьных зданий. Любая работа может показаться детям занимательной и значимой. Главное – насколько ярко и захватывающе её представить. В любом случае, чем бы отец ни занимался, это должно вызывать у ребёнка почтение и гордость.

«Для становления здоровой психики у ребёнка необходимо одно из ключевых чувств – ощущение защищённости. В младенчестве оно, как правило, формируется благодаря матери. По мере того, как ребёнок начинает познавать окружающий мир и осознаёт наличие в нём множества опасностей, с которыми женщине будет сложно справиться, роль главного защитника берёт на себя отец, – отмечает Татьяна Шишова в своей известной книге «Чтобы ребёнок не был трудным».

Необходимо помочь ребенку осознать, что отец – надежный и защищающий члены семьи, даже если реальность несколько иная. Подчеркивайте проявления отцовской силы: перестановку мебели, поднятие тяжестей (полностью загруженных сумок, массивных коробок, а также самого ребенка), а также во время спортивных занятий и других физических упражнений.

Регулярно рассказывайте ребёнку о ситуациях, когда отец действительно выступает в роли защитника: он может укрыть от сильного ветра, отпугнуть злую собаку, прекратить драку на детской площадке, заступиться за маленького мальчика или девочку – таких случаев в жизни предостаточно, пусть даже они кажутся незначительными. Именно из этих эпизодов и формируется у сына или дочери ощущение безопасности: постепенно, понемногу накапливаются и превращаются в мощное чувство.

Отец – лидер в семье. Для ребёнка это должно восприниматься как несомненная истина. Психологические особенности детского развития таковы, что даже если все решения принимаются матерью, малыш должен слышать последнее, решающее слово отца (не имеет значения, что оно будет сказано по твоему указанию). Как отец сказал, так и будет. Однако и в этом важно не переусердствовать, не следует превращать отца в инструмент наказания: «Вот придёт отец и покажет тебе, где раки зимуют!» или «Я расскажу всё отцу, и он тебя как следует накажет!» Если малыш испытывает перед отцом страх, доходящий до дрожи в коленках, в этом нет никакой пользы. Отношения с отцом должны быть основаны на доверии, быть теплыми, очень уважительными, с ощущением страха перед справедливым отцовским гневом.

Авторитет отца формируется на протяжении всей жизни, и нередко именно он способен предотвратить необдуманные поступки подростка. Для этого отцу необходимо быть для ребёнка привлекательной и достойной уважения личностью. Не обязательно тратить много времени на игры с ребёнком, чтобы быть ему другом. Для многих мужчин такие занятия затруднительны. Они предпочли бы провести полдня, занимаясь физической работой, чем несколько минут, играя с игрушками. Гораздо важнее, чтобы отец передавал детям знания и навыки, которые недоступны матери. И самое главное – поддерживать общение с детьми, выступать в роли опытного советчика, к которому можно обратиться за помощью и ответами на любые вопросы, в том числе и самые личные, который обладает обширными знаниями и готов поделиться своим опытом.

Тебе кажется, что это излишне для твоего супруга? Ты не права! Каждый взрослый человек обладает опытом и некоторыми практическими навыками. Например, он знает, как ловить рыбу, рубить дрова, пользоваться инструментами, правильно играть в мяч и лазать по деревьям. Развитие интереса к технике, совместные занятия спортом и многое другое могут привнести отец в жизнь сына или даже дочери.

Мой отец работал в ГИБДД, и, разумеется, благодаря своей работе, обладал обширными знаниями об автомобилях. Во время прогулок мы нередко обсуждали различия во внешнем виде разных марок, которые мы видели на дороге. Уже в шесть лет я могла соперничать в эрудиции в этой области со взрослыми, не говоря уже о моих ровесниках. Это позволило мне завоевать авторитет среди жителей нашего двора.

Когда речь заходила о личных разговорах, мой брат Иван никогда не делился с мамой своими переживаниями. Мама не отличалась умением просто выслушать. Любой его рассказ о жизни она тщательно анализировала, структурировала, оценивала его действия, разделяя всё на категории добра и зла. И вместо лёгкой истории о мальчишеских приключениях получался шекспировский трагедия. По всем вопросам брат всегда обращался к отцу. Я тоже последовала его примеру. Отец внимательно слушал, время от времени задавая вопросы, когда ему что-то было неясно. А если я просила у него совета, он предлагал несколько альтернативных вариантов и представлял ситуацию таким образом, чтобы я сама могла найти оптимальное решение. С отцом было комфортно. Иногда мне кажется, что он осторожно создавал для меня возможности, как только я была готова к дальнейшим действиям, в отличие от мамы, которая стремилась опережать меня и тянула меня за собой.

Психология развития детей: пожалуй, это все, что нужно знать. Приступай к действиям! Формируй в сознании ребенка образ отца! И не затягивай с этим. Ты сможешь заработать на дачу, приобрести дополнительную одежду и провести генеральную уборку, но вернуть время вспять и исправить упущенное детство своего ребенка не под силу никому.