Психотерапевт отзывы

Я полагаю, что большинство читателей без труда смогут ответить на этот вопрос, знакомый многим.

Многие читатели периодически задумываются: действительно ли кто-то верит этим многочисленным статьям с броскими заголовками вроде «Как привлечь внимание?», «Как научиться общаться со своей девушкой?», «Как определить, любит ли он/она меня?». Что бы сказал профессиональный психолог, если бы ознакомился с подобными материалами? Эти авторы даже не догадываются, что некоторые из них создаются по заказу уважаемых и опытных психологов. В частности, это касается и той книги, которую вы сейчас читаете.

Вопрос

Отвлекаясь от основной темы: вы знакомы с Эдиповым комплексом? Я полагаю, что многие читатели без труда смогут ответить на этот вопрос. Даже если интуитивно, но определенные знания в области психологии, характерные для жителя крупного города, присутствуют. И откуда они берутся? Из западных (редко отечественных) фильмов, книг и средств массовой информации. Один мой редактор часто повторял следующую фразу: «Чего нет в телевизоре, того не существует». Соответственно, тот образ психотерапевта, с которым вынужден столкнуться настоящий психотерапевт, когда к нему приходят на прием люди, берется именно оттуда — из телевизионных программ, глянцевых журналов и совсем не глянцевых газет. О том, каким рисуют этого несчастного психотерапевта, поговорим чуть позже. Для начала — чудесная история, произошедшая с одной замечательной, действительно умной девушкой и иллюстрирующая абсурдность современного мира.

У нее появился поклонник – это не редкость. Он задал ей вполне стандартный вопрос: что она читает. Девушка назвала список книг по юриспруденции и пару любимых художественных произведений, после чего заметила округлившиеся глаза молодого человека: «Как, ты не читаешь женских журналов? Но как же ты узнаешь, как находить общий язык с подругами и соблазнять мужчин?» Девушка смутилась, так как не знала, что ответить на этот вопрос: ей всегда удавалось находить общий язык с подругами и привлекать мужчин, не прибегая к советам из дамских книг. Тем не менее, этот случай наглядно демонстрирует, какое влияние оказывают средства массовой информации на жизнь обычных людей, о которых сами эти издания нередко забывают, неосознанно полагая, что читатели либо значительно менее осведомлены, чем авторы, либо разделяют их точку зрения, и поэтому не примут подобные нелепости. В результате рынок популярной психологии развивается, и психотерапевтам приходится разбираться с последствиями.

Кто обычно пишет статьи по психологии? Разумеется, не сами психологи. Чаще всего это студенты психологических факультетов, которые рассматривают это как дополнительный заработок. При этом редакторы нередко требуют, чтобы тексты были написаны настолько доступно, что их сможет понять ученик младших классов, и чтобы их объем не превышал двух страниц. Наглядно продемонстрировать, насколько упрощается раскрытие психологической темы в подобной ситуации, довольно просто. Но для этого я попрошу читателя встать и выполнить несколько упражнений. Ноги на ширине плеч. Руки вдоль тела. А теперь, пожалуйста, попрыгайте. Минут пятнадцать. Прыгайте-прыгайте, не сдерживайте себя. Особо ленивые могут просто напрячь воображение. Ну, как? Ничего, кроме ненависти к автору и боли в мышцах, в данном случае не получится. А вот если представить, что у нас есть спортзал, где дважды в неделю с хорошим тренером занимается команда, и пятнадцать минут прыжков — всего лишь маленькая часть разминки, а все остальное — другие упражнения плюс полчаса игры, то становится ясно, что спустя полгода читатель лучше или хуже, но научится играть в баскетбол. У автора психологической статьи нет спортзала и мячей нет — у него только прыжки. И в лучшем случае совет тренера. А в качестве тренера — психотерапевт.

Продолжим аналогию:

Вы – опытный тренер. Вы находитесь дома, отдыхаете в кресле с чаем, когда неожиданно звонит журналист и требует: «Как превратить слабого шестиклассника в выдающегося спортсмена за полчаса? Ответьте двумя-тремя предложениями, пожалуйста». В лучшем случае тренер закашляется от возмущения и попросит нахала прекратить звонить. А вот психотерапевтам поступают запросы: «Не могли бы Вы в нескольких словах объяснить, как отпустить обиду на мать?». По этой теме хороший психолог может создать объемный труд. Или несколько. Или, как минимум, серьезное научное исследование. Но не в двух-трех предложениях. Однако он осознает, что статья все равно будет написана, и без его замечания получится менее компетентной. Он пытается адаптировать свое мышление к уровню третьего класса, чтобы кратко объяснить, как отпустить обиду на мать. Или как разрешить разногласия с пятнадцатилетним сыном. Или как справиться с подавленным состоянием после потери работы.

Любой практикующий психолог осознает, что эта статья в отдельности не принесет существенных изменений. Вместе они постепенно способствуют повышению психологической грамотности общества. Если использовать метафору, читатель, возможно, и не избежит определенных ситуаций, но он начнет действовать, а не реагировать, что уже является значительным шагом вперед. В современной любовной истории даже простая Мария или Анна может сказать своему синеглазому партнеру, что он не должен пытаться превратить ее в копию своей матери. Это свидетельствует о том, что в обществе зарождается, пусть и нечеткое, понимание: мужчина может вести себя с женщиной определенным образом, если он сам хотел бы или когда-то испытывал подобное обращение по отношению к собственной матери. Таким образом, возникает определенная возможность: при возникновении трудностей человек не допустит их развития до критической стадии, а обратится к психологу, о котором он где-то слышал, и попытается найти приемлемое решение. Более или менее приемлемое решение.

В настоящее время все чаще звучат обвинения в адрес общества, которое, по мнению многих, стало жестоким: женщины совершают убийства собственных детей и выбрасывают их в мусорные баки, а дети проявляют равнодушие о своих родителях. Однако мало кто размышляет о том, что ранее не было описаний подобных ситуаций, поскольку никто не видел в них что-то достойное ужаса. Женщины просто не кормили ребенка, если у них отсутствовал муж, и ожидали его смерти. Так же, столетие назад ни одна жена не стала бы возмущаться тому, что ее муж ее бьет: это считалось обыденностью. Таким образом, общество не стало более жестоким. Напротив, оно стало более склонным к самоанализу и теперь несет большую ответственность за свои действия. Именно поэтому чуть больше столетия назад возникла и начала развиваться психотерапия. Сначала в самых образованных слоях населения, но постепенно охватывая все больше людей. И психотерапевты прилагают максимум усилий для повышения психологической грамотности людей. Это не упрощает их работу, но вселяет некоторую надежду. Ведь сколько людей может помочь один специалист? Десять? Сотню? А сколько страдают просто из-за того, что в России до сих пор распространено мнение: обратился к психологу — значит, нездоров, поскольку система оказания психологической помощи еще не сформировалась? Тысячи? Десятки тысяч? Стороннему человеку это непостижимо, а тому, кто ежедневно сталкивается с отчаявшимися и одинокими людьми, становится просто страшно от осознания того, как много он не может изменить.

В России традиционно придается большое значение печатному слову, и даже специалисты в области психотерапии разделяют эту веру. Поэтому они рекомендуют читателям уделять пятнадцать минут физической активности, предлагая полезные советы и надеясь, что кто-то из них начнет посещать спортивные залы и попытается освоить командные навыки, необходимые для полноценной жизни.