Фантастические спутники ребёнка

Взрослые верят лишь тому, что видят или читают в серьёзных изданиях. Если поведать им правду, их выражение лица становится встревоженным, и предлагают обратиться к специалисту.

Ребенок обитает в собственном уникальном детском мире, где Карлсон – совершенно настоящий герой, так же, как и Фрекен Бок, варежка превращается в верного пса, а Чеширский кот пропадает, оставив лишь улыбку.

В возрасте около трёх лет ребёнок может завести себе вымышленных друзей. Это естественный процесс развития творческих способностей и воображения. Такое явление следует принимать как нормальное.

Причины появления воображаемых друзей у детей разнообразны, но психологи считают, что чаще всего ребёнок таким образом стремится удовлетворить неосуществимое желание или заполнить эмоциональное отсутствие.

Дети иногда создают себе друзей, когда испытывают грусть или одиночество, особенно если у них нет братьев или сестер. Некоторые придумывают наперсников для общения в трудные моменты, чтобы получить поддержку. Другие создают друга в качестве «мальчика для битья», чтобы сваливать свою вину. Такой способ помогает детскому самосознанию защищаться.
Воображаемые друзья могут быть полезны, помогая решать проблемы на доступном ребенку уровне: от разочарования до беспокойства. Когда ребенок говорит, что его выдуманный друг ненавидит его, это может быть способом выразить собственную злость и достигнуть эмоциональной разрядки.
Младшие дети часто играют в воображаемые игры, например, едят несуществующую пищу или гуляют с выдуманными животными. В этом возрасте у них развивается воображение для создания друзей или ситуаций. Выдуманный друг может стать хорошим компаньоном. Психологи считают, что около 60% детей имеют выдуманных друзей.

Культура нашей страны погружает детей с раннего возраста в мир фантазий: это говорящие мягкие игрушки, напоминающие героев мультфильмов и сказок.

Воображаемый друг может быть разным: любимой игрушкой с человеческими чертами или другом, которого нужно учитывать при сервировке стола и прикрытии одеялом.

Друг может быть сильным, как супермен, слабым и нуждающимся в заботе, или обычным ребёнком для игр. Чаще всего воображаемый друг – это не человек, а зверушка. Если столкнулись с такой ситуацией, не спешите бежать к психологу. Малыш эмоционален и обладает богатой фантазией. Чтобы выплеснуть эмоции, придумал себе друга. Такой друг может стать ценным инструментом для диагностики со стороны родителей. Наблюдая за ребёнком во время общения или игры с выдуманным другом, можно узнать много нового. Ведь в таких играх отражаются внутренние проблемы как детей, так и семьи.

Проблема гиперопеки

Часто ребенок испытывает давление со стороны родителей, которое не всегда выражается наказыванием или запретами. Избыточная опека лишит ребенка возможности сформировать собственное «я», ограничит его больше, чем какое-либо насилие. В результате чрезмерной опеки взрослые он обращается к вымышленному миру и воображаемым друзьям. Дальнейшее развитие событий может иметь два варианта:

  1. В вымышленном мире всё позволено: и щенок, и варенье ложками, и прогулки по крыше.
  2. Он принимает образ родителя и ведёт себя соответственно: ограничивает своих вымышленных друзей, запрещает, наказывает. В результате его выдумка делает друзей беспомощными. Это хороший пример для родителей: посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы: ребенку понимание нужно больше, чем правила поведения.

Чувство вины

Невротическое чувство вины свойственно не только взрослым, но и детям. Чтобы снять напряжение, дети живут в воображаемом мире с вымышленными друзьями. В этом мире появляется модальность наказания: ребенок может наказать своего вымышленного друга (или рассказать о том, как его наказали), или же счастливо избежать наказания (оно должно было быть, но случилось нечто, и все обошлось).

Нехватка впечатлений

При нехватке впечатлений в детских рассказах часто появляются приключения, фантастические миры и путешествия.

Взрослому тоже надоедает ежедневный круг дом-работа-дом. Через какое-то время человек может чувствовать усталость и обращаться к психологу или принимать лекарства. В отличие от детей, взрослому доступно больше способов разнообразить будни: посетить гостей или клуб, провести время в интернете, пообщаться с друзьями. Дети же полностью зависят от родителей. Многие не замечают, что жизнь ребенка тоже рутинна: будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультики, ужин, горшок и сон.
Если мама перед сном расскажет волшебную сказку про приключения, это хорошо. А утром снова одно и то же: будильник, детский сад… Единственное место, где нет скуки – это воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно отправиться в захватывающее приключение, отличное от повседневной серой жизни.

Напомним себе, куда мы последний раз ходили с малышом, помимо двора с поломанными карузелями?
Мальчику жизненно необходимы новые впечатления, одного раза в неделю недостаточно. Выходом из ситуации может стать детский сад, работающий по программе, насыщенной событиями для детей. Есть некоторые «но». Как правило, такие садики платные, что проблематично для мам в декрете.
С другой стороны, мероприятия требуют присутствия родителей, что сложно для занятых матерей. К тому же не все дети выдерживают много впечатлений, переизбыток вреден.

Ребенку одиноко

Ребенок часто придумывает друга, когда чувствует одиночество. Это может произойти, если в семье родился брат или сестра и родители уделяют ему больше внимания. Или, возможно, родители рассеянны и заняты своими мыслями, а не детьми. Также ребенок может быть застенчивым и испытывать трудности в общении с другими. В этом случае лучше всего увеличить количество общения: с ребенком, с другими детьми и родителями. Важно помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Ребенок, общаясь с придуманными товарищами, удовлетворяет свои сокровенные мечты.

Если вымышленный друг появляется для защиты ребёнка, возможно, малышу плохо, ему нужна защита и уменьшение давления. Если же друг ещё обещает наказать обидчика, это вытесненная агрессия – стоит обратиться к психологу. Есть простые решения: например, выдуманную собаку можно заменить настоящей. При аллергии на шерсть всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Если ребенок предпочитает прятать своих вымышленных друзей, это может означать недоверие к вам или страх. Возможно, просто не замечено появление придуманного друга, и милый Пашка, фигурирующий во всех историях, всего лишь любимая игрушка.

Что делать, если ребёнок рассказывает о вымышленных друзьях? Нельзя запрещать. Можно даже немного подыграть: слушать рассказы, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами нового друга. Но важно отделять реальность от вымысла. За поступки отвечает ребенок, а не придуманный друг: «Карлсон разбил тарелку, но в углу стоять тебе».

В детском возрасте представления о вымышленных друзьях меняются. В два года ребенок воспринимает их как партнеров по игре. В четыре года может ссориться с воображаемым другом, утверждая свое превосходство в новой группе детского сада. Шестилетний ребенок может придумать себе товарища, которому высказывает гнев к родителям или друзьям.

Часто родители беспокоятся, что общение с выдуманными друзьями отрывает малыша от реальности. По исследованиям психологов, такое случается очень редко. Дети переживают эмоции, подобные эмоциям взрослого человека, которые тот испытывает при чтении книги или просмотре фильма. Эмоции настоящие, но всегда помните о существовании действительности и фантазии ни к чему не обязывают.

Примерно к девяти годам выдуманные друзья обычно исчезают. Если этого не происходит, стоит обратиться к специалисту. Важно выбрать грамотного психолога, избегая шарлатанов, которые поставят неправильный диагноз и назначат ненужные препараты. При обращении к психологу с детскими проблемами работа будет вестись в первую очередь с вами, так как часто родители являются источником детских проблем.

Несколько советов детского психолога

Родители влияют на наличие у ребенка воображаемого друга. Некоторые видят в нем признак развитого воображения и креативности. Другие игнорируют его, не имея времени общаться с детьми. Многие дети рады любому вниманию родителей, но позволять манипулировать собой воображаемому ребенку нельзя. Важно обращать на него внимание только при уважительном отношении к домашним правилам.

Перекладывание ответственности.Друг создаётся, чтобы переложить вину за поступки на него. В подобной ситуации следует спокойно рассказать ребёнку, что ему не стоит помогать такому другу.

Друзья на всю жизнь.Многие считают, что вымышленные друзья существуют только для малышей. На самом деле, такие друзья могут быть рядом несколько лет. Дети стремятся, чтобы вымышленный друг был только их другом, из-за этого многим родителям неизвестно о них.

Присутствие вымышленных друзей вовсе не свидетельствует о проблемах у ребенка. В случае если ребенок здоров и ощущает себя комфортно в реальном мире, то нет оснований полагать, что воображаемые друзья являются отклонением.